В 1924 г. в Москве вышла книга "От символизма до "Октября", составленная Н.Л.Бродским и Н.П.Сидоровым. В нее вошли литературные манифесты, декларации, программы двенадцати объединений, групп, редакций и т.п. Среди них _ "Серапионовы братья", "Кузница", ЛЕФ, имажинисты, конструктивисты, ничевоки, экспрессионисты, биокосмисты и т.д. Заявили о себе РАПП, попутчики, "Перевал". Такое огромное количество группировок и течений свидетельствовало о напряженном характере литературного процесса, о его разнообразных тенденциях. Некоторые из этих объединений оказались эфемерными ("ничевоки" _ крайне "левое" течение футуризма), другие приобрели значительный вес в литературной жизни страны. "Кузница", например, объединяла поэтов пролетарского происхождения (среди них особенно выделялся талантливый В.В.Казин) и просуществовала с 1920 по 1931 год; ЛЕФ (Левый фронт искусств, 1922-1929) выдвинул теорию "социального заказа" (художник - только мастер, выполняющий задания своего класса), а также "революцию формы" _ типичный лозунг деятелей авангардного направления. Лефовцы (В Маяковский, Н.Асеев, В.Каменский, Б.Пастернак, О.Брик) опирались на эстетику футуризма с его пафосом отрицания традиционных форм искусства и жизненных ценностей "старого мира". "Серапионовы братья" (1921-1929) объединяли петроградских литераторов М.Зощенко, Вс.В.Иванова, В.А.Каверина, Л.Н.Лунца (талантливого прозаика-сатирика, ушедшего из жизни в 23 года), Н.С.Тихонова, К.А.Федина. Название группы было позаимствовано у Э.Т.А.Гофмана; гофмановские мотивы, фантастика и гротеск проникали в прозу многих писателей 1920-х годов, в том числе в прозу Лунца и раннего Каверина.

"Серапионы" отстаивали право писателя на художественный эксперимент, на свободу творческой фантазии. Они утверждали принципиальную аполитичность искусства, его независимость от каких-либо тенденций.

К середине двадцатых годов определились три основные противоборствующие силы _ РАПП, "Перевал" и попутчики.

Образованию Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) предшествовало в конце 1922 г. появление нового вульгарно -социологически ориентированного литературного объединения "Октябрь", предъявившего претензии на идеологическое "пролетарское" руководство литературным процессом. Группа "Октябрь" стала издавать журнал "На посту", программа которого была поддержана партийными верхами и легла в основу "пролетарского" литературного движения, в том числе и РАПП. Эта организация ориентировалась на творчество рабочих и крестьян и быстро стала массовой. Вульгарный социологизм и догматизм в суждениях о художественных произведениях, тон литературной команды в обращении с несогласными, тенденциозные оценки ряда писателей и др. - все это не позволило РАПП занять лидирующее положение в литературе. Особенно агрессивна РАПП была по отношению к попутчикам _ так называли писателей, которые хотя и сотрудничали с новой властью, были выходцами из интеллигенции и недостаточно, с точки зрения РАПП, овладели марксистской идеологией. Многие попутчики (сам термин принадлежал Л.Д.Троцкому; см. его книгу "Литература и революция"), а среди них С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.П.Платонов, Ю.К.Олеша, И.Э.Бабель _ так и не заслужили рапповского аттестата на благонадежность. Даже М.Горький не пользовался у них особым доверием _ в 1929 г. рапповцы объявили его "рупором замаскировавшегося классового врага".

А.К.Ворронский возглавлял группу "Перевал", наиболее решительно противостоящий притязаниям РАПП на руководство литературой. "Перевал" возник в конце 1923 г. при журнале "Красная новь" (гл. редактор _ А.К.Воронский). В этом журнале (1927, ¹2) была опубликована декларация "Перевала", подписанная более 60 писателями (среди них Э.Багрицкий, М.Пришвин, А.Малышкин и др.). Декларация была направлена в первую очередь против тенденциозности, сектантства и администрирования РАПП. Одновременно члены "Перевала" выступали и против формализма лефовцев за сохранение преемственной связи советской литературы с лучшими традициями русской и мировой классики.

1923-1928 годы _ время напряженной эстетической полемики разных направлений и течений, группировок и объединений. В эти годы партия еще допускала "свободное соревнование различных течений и группировок" в литературной области (постановление ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г.). В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принимается постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", в котором одним административным махом ликвидируются все творческие направления и группировки, все виды плюрализма в литературе и искусстве. Была ликвидирована и РАПП, ибо она, являясь верным сталинским рычагом управления литературы, все же обладала некоторой самостоятельностью. Началась подготовка к созданию Союза советских писателей и необходимого для этого Первого съезда писателей, на котором был провозглашен директивный социалистический реализм как основной метод советской литературы.