Языкознание, или лингвистика – наука о языке как системно-структурном образовании и его проявлении в речи. Языкознание составляет основу филологии, которая представляет собой целый комплекс гуманитарных наук, связанных с изучением языка, речи и текстов. Основным предметом изучения в языкознании является естественный человеческий язык как особое явление, а также и все языки мира как индивидуальные его проявления.

Языкпредставляет собой систему вербальных знаков, являющихся основным средством общения людей и одной из основных форм мышления. Поэтому языкознание, являясь одной из основных гуманитарных дисциплин, входит в круг наук, исследующих человека и человеческое общество. В числе наук, с которыми языкознание связано наиболее тесным образом, находятся этнография, социология, психология, культурология, филология, герменевтика, палеография, грамматология, история. Эту связь необходимо пояснить более глубоко, используя конкретные примеры. Так, этнография, являясь наукой об обществах разных типов, в особенности о первобытных архаичных типах сознания, связана с языкознанием теснейшим образом, так как в языке представлены и табу, и наименования, отражающие религиозное сознание, социальную структуру архаичного общества. Выполняя коммуникативную функцию, то есть помогая людям общаться друг с другом, язык тесно связан с социологией, которая изучает социальную дифференциацию общества; ведь любой язык отражает не только форму существования человеческого общества, но и степень его социальной дифференциации, поведенческие особенности представителей различных социальных типов. Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и психической деятельностью человека делает весьма гибким и тесным взаимодействие языкознания с психологией. Считавшиеся ранее общими для языкознания и психологии вопросы соотнесения языка и мышления интенсивно изучаются современной логикой и философией языка. Разные виды коммуникации в обществе исследуются не только языкознанием, но и теорией коммуникации, культурологией, семиотикой – наукой о знаковых системах. Естественный язык – наиболее важная и лучше всего изученная знаковая система, поэтому языкознание считается одним из важнейших разделов семиотики.

Так как язык лежит в основе построения текстов, языкознание считается одним из основных разделов филологии – науки о текстах, цели и методы языковедческих исследований пересекаются с герменевтикой – дисциплиной, занимающейся проблемой понимания текстов. Письмо является одной из форм речевой деятельности, которая протекает всегда на каком-либо языке, поэтому языкознание тесно связано и с дисциплинами, изучающими становление и развитие письма – грамматологией, занимающимися анализом и дешифровкой древнейших текстов – палеографией. Ключевая роль языкознания для смежных наук делает особо значимыми достижения и выводы этой науки для многих отраслей гуманитарного знания, в том числе и для истории, исследующей изменения во времени различных социальных структур, развитие которых во многих случаях определяет и пути языковой эволюции, и развитие культуры, литературы искусства.

Связи языкознания не только с социальными, но и естественными науками наметились еще в ХIХ в. Контакт языкознания с биологией осуществляется при изучении глоттогенеза – становления и развития речи, формирования языковой способности у человека. Более четко определяется статус нейролингвистики, изучающей на основании лингвистических данных функции и зоны центральной нервной системы, связанные в норме и патологии с языком. Для понимания особенностей физиологии человека именно язык играет особо важную роль, что постепенно начинает учитываться и в медицине. Звуки языка, поток речи изучается в экспериментальной фонетике с помощью сложнейших приборов, главным образом электроакустических, которые регистрируют качества звука и их артикуляцию. Поэтому языкознание тесно связано и с физикой, а точнее с акустикой, и с физиологией. Технические задачи, связанные с увеличением эффективного использования каналов передачи речевой информации и с устным общением с машинами и роботами, представляют собой наиболее важные задачи прикладной лингвистики, в рамках которой проводится исследование речи и вычисление ее статистических характеристик методами математической теории информации.

Во второй половине ХХ в. возникла особая область математики – математическая лингвистика, включающая и математическую теорию грамматик, и статистическую теорию языка. Методы математической логики применяются для формального описания категорий естественных языков. Языкознание, продолжая оставаться гуманитарной наукой, первой решительно стало использовать инструментальные методы изучения (в фонетике), экспериментальные приемы (в психолингвистике), стало систематически применять математические способы для записи выводов.

Как видим, связь языкознания с различными научными дисциплинами зачастую приводит к появлению новых направлений исследования, новых разделов в рамках данных наук, а также и в рамках самого языкознания. Так, в ХХ в. обособляются особые языковедческие дисциплины, такие как, социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, прагматика.

Психолингвистика – это научная дисциплина, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи, становление языковой способности (онтогенез речи). Психолингвистика возникла в связи с необходимостью теоретического осмысления ряда задач, для решения которых собственно лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному и неродному языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, проблемы речевого воздействия и ряд других). Психолингвистика исследует проблемы становления и развития речевой способности человека, разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической организации человека. Проверка гипотез в психолингвистике осуществляется путем психологических экспериментом. Таким образом, будучи по предмету исследования близка к лингвистике, по методам исследования она ближе к психологии.

Социолингвистика – это научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии; она изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую язык играет в жизни общества. Одной из основных проблем социолингвистики является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами, которые многоаспектны и носят опосредованный характер. С этой проблемой тесно связаны проблемы «язык и нация», «язык и общество», изучая которые исследуются закономерности формирования национального языка, языковые ситуации, языковой политики. Особое внимание уделяется в современной социолингвистике вопросам связи языка и культуры. Связи между языком и другими компонентами культуры носят двусторонний характер, так как процессы соприкосновения разных культур находят отражение в лексических заимствованиях. Одной из важнейших проблем социолингвистики является проблема социальных аспектов билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Методы социолингвистики представляют собой синтез лингвистических и социологических процедур; они подразделяются на методы полевого исследования (анкетирование, опрос, интервьюирование) и методы социолингвистического анализа языкового материала.

Этнолингвистика – направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. В более широком понимании этнолингвистика рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов содержание культуры народа, его психологии и мифологии независимо от способов и форм их представления (слово, текст, обряд и под.).

Прагматика – область исследований в языкознании и семиотике, в которой изучаются функционирование языковых знаков в речи. Лингвистическая прагматика исследует комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, слушающим, их взаимодействием в ситуации общения. Так, в прагматике изучаются явные и скрытые цели высказывания, речевая тактика и типы речевого поведения, правила разговора, подчиненные принципу сотрудничества, рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора; отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику; оценка содержания высказывания; типы речевых реакций. Прагматика охватывает множество вопросов, которые ранее изучались в рамках риторики и стилистики, социо- и психолингвистики.

Структура языкознания как научной дисциплины также неоднородна. Так, следует различать общее и частное языкознание. Общее языкознание занимается изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, с функциями языка. Общее языкознание устанавливает общие или преобладающие черты всех языков, закономерности их использования человеком. Частное языкознание выделяется по предмету исследования – один или несколько языков. Так, исследования по русскому языку составляют область исследований такой дисциплины, как русистика, изучение славянских языков составляют предмет исследования славистики, исследования в области германских языков объединяются в германистику. Языки могут изучаться и на основании географической или типологической близости. Так, языки балканского полуострова изучаются в рамках балканистики, языки Кавказа – в рамках кавказоведения. Помимо этого внутри общего языкознания следует выделить теоретическое языкознание, которое занимается общими проблемами устройства языка. Отдельные разделы общего и частного языкознания занимаются изучением уровней языка – фонетического, лексического, грамматического. Так, фонетика как раздел науки о языке занимается изучением звуков речи; отдельные разделы фонетики выделяются либо на основании особого предмета исследования, либо на основе методов исследования. Предметом изучения фонетики могут быть:

- способ образования и свойства отдельных звуков – сегментная фонетика;

- звучание более крупных отрезков речи – слога, слова, синтагмы, фразы – суперсегментная фонетика, или просодика;

- звуки как единицы, различающие слова и морфемы – фонология.

Специфические методы исследования – использование акустических приборов, проведение экспериментов – отличают экспериментальную фонетику.

Помимо фонетики выделяются еще грамматика и лексикология, которые изучают двусторонние лингвистические единицы, обладающие не только материальной формой, но и значением. Грамматика – раздел науки о языке, который изучает регулярные и общие черты устройства языка, его знаков. Обобщающий характер грамматики позволяет ей выявлять самые существенные черты структуры языка, поэтому она считается центральным объектом языкознания. В грамматике выделяются два основных раздела: морфология и синтаксис. Объектом изучения морфологии являются морфемы, слова и словоформы, объектом изучения синтаксиса являются связи слов в предложении и словосочетании, а также способы их выражения.

Лексикология изучает лексику языка, его словарный состав, связи слов. Объектом изучения лексикологии являются слова и их значения, процессы изменения значения слов, процессы появления слов в языке, происхождение слов; различия в словарном составе различных языков.