Сметы образовательных учреждений
Смета – основной документ финансового планирования и важнейший инструмент анализа организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Составление обоснованных и достаточно полных смет обеспечивает прогнозируемость функционирования любой организации (в первую очередь – бюджетной), возможность эффективного государственного контроля за использованием средств государственного бюджета и государственной собственности, соблюдением уставных требований и налогового законодательства и в итоге – законности и стабильности финансовой деятельности образовательных учреждений.
Исполнение сметы расходов влечет за собой договорные и хозяйственные контакты образовательного учреждения с различными предприятиями, учреждениями и организациями по предоставляемым ему услугам и приобретению имущественно-материальных ценностей. Все операции в комплексе называют финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения.
Благодаря составлению, наличию и систематическому анализу исполнения смет руководитель учреждения, утверждающий эти сметы, обладает всей необходимой информацией об объемах и структуре собственной финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому смета становится не только важнейшим инструментом финансового планирования, но и эффективным и незаменимым инструментом внутреннего финансового контроля в учреждении. Кроме того, сметно-финансовая деятельность учреждения – один из первоочередных объектов финансового контроля, показывающий общий уровень финансово-хозяйственной деятельности учреждения, степень ее доступности для внешнего и внутреннего финансового контроля.
Расчеты к смете составляются на основании производственных показателей деятельности школы (других образовательных учреждениях), а также в соответствии с действующим законодательством о порядке расходования средств на выплату заработной платы преподавателях, учебно-вспомогательному и административно-хозяйственному персоналу, стипендии, предоставление бесплатного питания, с соблюдением действующих норм расходов по отдельным видам затрат (рис. 3).
Рис. 3. Основные задачи, решаемые при разработке смет в образовательных учреждениях
Основой для определения суммарных расходов бюджетов всех уровней на образование является количество учреждений и предполагаемое их развитие в планируемом году, а также показатели по контингентам детей, учащихся, воспитанников. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социальных функций образовательных учреждений, например, питание школьников, предоставление спецодежды учащимся ПТУ и т.д.
Сметный порядок выделения ассигнований в общем выглядит следующим образом. Вначале учредитель устанавливает для каждого учреждения производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры, госзаказ), с учетом которых формируется смета расходов. Для дошкольных учреждений производственными показателями становятся число воспитанников и групп, для школ – число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования – прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение и т.д. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые показатели, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения.
Среднегодовые показатели сети и контингентов образовательных учреждений рассчитывают но следующей формуле
где Кср – среднегодовой контингент (сеть учреждении);
К1 – контингент на начало планируемого года;
М1 – число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года;
К2 – контингент планируемого года;
М2 – число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года;
12 – число месяцев в году.
Расчет среднегодовых величин может также производиться суммированием показателей на каждое 1-е число месяца и делением полученной суммы на 12. При расчете среднегодового числа воспитанников по дошкольным образовательным учреждениям этот метод предпочтительнее, так как позволяет более точно определить требуемый контингент.
Габаритные размеры зданий образовательных учреждений (кубатура по внешнему обмеру, площадь) фиксируются в сметах в среднегодовом исчислении. Если в течение планируемого года не предусматривается ввод новых площадей или ликвидация старых, за среднегодовые параметры принимаются данные на начало планируемого года. Если на планируемый год намечается увеличить или уменьшить кубатуру и площади зданий, то их габаритные параметры определяются с учетом этих изменений в среднегодовом значении. Среднегодовая величина рассчитывается по формуле
где Вср – среднегодовые параметры (кубатура, площадь) зданий;
В1 – параметры зданий на начало планируемого года;
В2 – параметры зданий после первого изменения в течение года;
Вn – параметры зданий после последнего изменения в течение года;
М1 – число месяцев функционирования учреждения в планируемом году, когда параметры его зданий соответствовали уровню на начало года;
М2 – число месяцев функционирования учреждения в планируемом году, когда параметры его зданий были на уровне после первого изменения в течение года;
Мn – число месяцев функционирования учреждения в планируемом году, когда параметры его зданий были на уровне после последнего изменения в течение года.
Единый бланк сметы предусматривает общую сумму расходов с распределением ее по отдельным статьям бюджетной классификации. Расходы в смете утверждаются в целом на год с разбивкой по кварталам, в ней указываются источники их покрытия. Смета расходов образовательных учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, составляется директором и экономистом или бухгалтером, которому поручено составить смету. Смета представляется в орган управления образованием по подчиненности (для школ – в районное управление образованием) в установленный срок в двух экземплярах.
При рассмотрении проекта сметы тщательно проверяется правильность определения основных показателей работы образовательного учреждения, необходимость, целесообразность и обоснованность включенных в смету расходов, соблюдение установленных норм расходов. При проверке планируемых сумм расходов на приобретение мягкого инвентаря и учебного оборудования особое внимание обращается на фактическую обеспеченность ими образовательного учреждения; при рассмотрении хозяйственных расходов и затрат по капитальному ремонту учитывается действительное состояние школьных зданий, их территориальное расположение и другие индивидуальные особенности. В процессе рассмотрения в проект сметы вносятся необходимые уточнения. После проверки расчетов поквартально распределяются расходы по каждой статье сметы, учитывается сезонный характер отдельных затрат (например, отпускные в летний период, время отопительного сезона и т.д.).
Утверждает смету образовательного учреждения руководитель органа управления образованием после утверждения соответствующего бюджета. Утверждение сметы оформляется специальной надписью руководителя органа управления образованием на лицевой стороне бланка сметы расходов. Подпись руководителя скрепляется печатью. Один экземпляр утвержденной сметы направляется образовательному учреждению, второй остается в органе управления образованием.
Сметы на расходы по организации и содержанию вновь открываемых образовательных учреждений составляют непосредственно органы управления образованием, исходя из намеченных сроков их открытия и средних плановых расходов, сложившихся в действующих образовательных учреждениях данного вида на этой территории.
Органы управления образованием в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета представляют соответствующему финансовому органу сводные сметы подведомственных им учреждений (детским садам, школам). Сводная смета объединяет индивидуальные сметы образовательных учреждений.
Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу и образуют тарифный фонд. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы на доплаты за дополнительные виды работы и надбавки за высокое качество работы.
Фонд заработной платы учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и средней ставки преподавателя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют определить общую сумму фонда заработной платы преподавателей за один месяц. Исходя из этих данных и числа классов (групп) по уровням образования на 1 января и 1 сентября, рассчитывается средняя ставка преподавателя в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год.
Фонд заработной платы учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется на основе штатного расписания образовательного учреждения и установленных должностных окладов.
Следующая экономическая статья расхода по любому образовательному учреждению – «Начисления на заработную плату». Расходы по этой статье связаны с уплатой Единого социального налога. Размер расходов определяется путем умножения общего фонда оплаты труда на установленную ставку налога 26%.
При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются расходы на питание. Объем ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней посещения занятий в год одним ребенком, установленной дневной нормы питания. В школах отдельно определяются расходы на учащихся, посещающих группы продленного дня.
Кроме того, должны рассчитываться канцелярские и иные хозяйственные расходы.
Значительное место в затратах на содержание учреждения занимают коммунальные платежи: отопление, освещение, водоснабжение. Расчетный объем средств зависит от объема и площади помещений, от условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. При этом рассчитывается кубатура отапливаемых помещений.
В городских учреждениях коммунальное обслуживание учреждений обычно осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности, имеющим собственное печное или паровое отопление, расходы исчисляются по нормам расхода топлива, с учетом действующих на него цен и продолжительности отопительного сезона.
Затраты на освещение зависят от площади освещаемых помещений, их функционального назначения (классная комната, коридор), тарифов на электроэнергию, а также климатических и географических условий. Ассигнования на освещение помещений определяются по нормам или среднесложившимся удельным величинам расхода электроэнергии на 1 кв. м площади в год.
Расчетный объем средств по прочим коммунальным расходам определяется исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет.
В последние годы из-за систематического недофинансирования расходов образовательных учреждений имеется кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также должны учитываться при планировании расходов на очередной финансовый год.
В сметах образовательных учреждений предусматриваются ассигнования на оплату бесплатно предоставляемых педагогическим работникам квартир и коммунальных услуг. Они складываются из стоимости оплаты квартир, затрат на их освещение и отопление.
Размер нанимаемой жилой площади определяется в соответствии с действующими местными нормами, при этом в расчет принимаются все члены семьи работника. Оплачиваются квартиры в соответствии с их фактической площадью; с работников образовательных учреждений плата за излишки жилой площади не взимается. Расходы на оплату отопления и освещения планируются, исходя из натуральных норм, установленных в данной местности, и тарифов на различные виды топлива и электроэнергии.
В сметах образовательных учреждении предусматриваются и командировочные расходы. Служебной командировкой считается поездка работников по распоряжению руководителя образовательного учреждения на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не рассматриваются в качестве командировок.
Командировка оформляется приказом по учреждению с указанием пункта назначения, учреждения (организации), куда командируется работник, срока и цели командировки. Время пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам о дне прибытия и дне выбытия, проставляемым в его командировочном удостоверении. Если работник командируется в несколько населенных пунктов, отметки о днях прибытия и выбытия ставятся в каждом из них. Приказ о направлении работника в командировку не издается, и командировочное удостоверение не выписывается, если работник должен возвратиться из командировки на место постоянной работы в тот же день. За командированным работником сохраняются место работы и средний заработок за время командировки, включая время нахождения в пути. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 0 часов – следующие сутки. Аналогично определяется и дата приезда. Командированному работнику выплачиваются суточные за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни и дни нахождения в пути. Размер суточных составляет 55 рублей. Кроме того, возмещаются расходы, связанные с наймом работником жилого помещения по месту командировки.
Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются по сельским школам, которые имеют в своем составе интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их постоянного жительства. Эти затраты характерны для дошкольных и интернатных учреждений – детских садов, детских домов, школ-интернатов. Планируемые средства зависят от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви; потребности в них; цены продукции.
Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарем.
По статье «Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования» планируют расходы на закупку всех видов основных средств, служащих более года.
Затраты по статье «Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения» планируются учредителем по адресной программе ремонтных работ. При выделении средств определяется приоритетность, учитывается техническое состояние зданий и сооружений, составляется проектно-сметная документация.
Экономическая классификация, в соответствии с которой осуществляется планирование и финансирование бюджетных учреждений, утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации от 15.08.96 г. № 115-ФЗ с изменениями и дополнениями. Разъяснения к ней утверждены Приказом Министерства финансов от 25 мая 1999 г. № 38н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и с тех пор изменялись по нескольку раз в год.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы. Вторым уровнем – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов государства и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов России и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.
Система классификации показывает те виды бюджетных расходов, с помощью которых государство выполняет свои функции. В целом отрасли «Образование» присвоен шифр (код) 1700, его параметры охватывают девять подразделов в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ – коды 1701–1709. Внутри каждого из них предусмотрено распределение расходов по целевым статьям, показывающим тип учреждения:
1701 – дошкольное образование;
1702 – общее образование;
1703 – начальное образование;
1704 – среднее образование;
1705 – переподготовка и повышение квалификации;
1706 – высшее профессиональное образование;
1707 – молодежная политика и оздоровление детей;
1708 – прикладные научные исследования в области образования;
1709 – прикладные научные исследования в области образования;
Реализация бюджетных расходов связана с усилением контроля со стороны финансирующих органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного образовательного учреждения на основе сметы расходов. Определяет объемы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные по своему характеру расходы по экономическим статьям орган управления образованием в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год.
С введением бюджетной классификации и особенно при переходе на казначейскую систему исполнения бюджетов, образовательные учреждения не могут использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за целевого финансирования расходов.
При проверке сметно-финансовой деятельности бюджетного образовательного учреждения определяется соответствие порядка составления и исполнения смет доходов и расходов основным требованиям. (Приложение 1).