Институт гражданства в РФ
Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Правовое регулирование института гражданства составляют: Конституция РФ (ст. 6, 61, 62, п. “в” ст. 71); Закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. “О гражданстве Российской Федерации”; Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., и международные договоры Российской Федерации.
Принципы гражданства Российской Федерации
1. Право каждого человека на гражданство сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации.
2. Принцип равного гражданства означает, что законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению и др.
3. Принцип единого гражданства является основополагающим для конституционно-правового статуса гражданина такого многонационального государства, каковым является Россия.
4. Сокращение безгражданства. Пункт 6 статьи 4 Закона о гражданстве устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
5. Недопустимость лишения государством гражданина своего гражданства или права его изменить (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, п. 4 ст. 4 Закона).
6. Принцип двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).
7. Сохранение гражданства Российской Федерации за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации (п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).
8. Защита государством граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Статья 7 Закона о гражданстве содержит положение о том, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении им возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами России, в защите их прав и охраняемых законом интересов, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации.
9. Сохранение гражданства Российской Федерации при заключении и расторжении брака. Согласно ст. 8 Закона о гражданстве, заключение и расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой автоматического изменения гражданства указанных лиц.
Приобретение гражданства Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
4) по иным основаниям, предусмотренным Законом или международным договором РФ.
Приобретение гражданства по рождению – филиация (ст. 12 Закона о гражданстве). В мировой практике существуют два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов “права крови” и “права почвы”. В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором – ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей.
Российское законодательство о гражданстве сочетает эти два принципа, хотя доминирующим является принцип “права крови”:
1) ребенок, родители которого или единственный его родитель на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения;
2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения не известно, приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения.
При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации. Если на другой территории – он может стать лицом без гражданства.
Принцип “права почвы” применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации:
1) родители которых неизвестны, в случае если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения;
2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.
Прием в гражданство – натурализация (ст. 13-14 Закона о гражданстве). Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. В качестве условия приема в гражданство Российская Федерация требует постоянного проживания со дня получения вида на жительство, на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства – в течение 5 лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. А кроме того:
а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
б) имеют законный источник средств к существованию;
в) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
г) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Закон о гражданстве (ч. 2 ст. 13) содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство посредством сокращения установленных сроков проживания до одного года. К ним относятся:
1) рождение лица на территории РФ и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
2) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
3) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;
4) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
5) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
6) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом;
7) ч. 3 ст. 13 устанавливает, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой ст.13 Закона о гражданстве.
Ст.14 Закона о гражданстве предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство (без соблюдения требований п. “а” ч.1 ст.13 Закона) иностранных граждан и лиц без гражданства.
1. Если эти лица достигли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также:
а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
2. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 Закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
Восстановление в гражданстве (ст. 15 Закона) применяется для иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство Российской Федерации. Данные лица могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона, при этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.
Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности РФ;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);
з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации”.
Выбор гражданства – оптация (ст. 17, 21 Закона о гражданстве). При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.
К иным основаниям приобретения гражданства Закон о гражданстве относит усыновление, опеку и попечительство (например, согласно ст. 26 Закона о гражданстве, ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его гражданином Российской Федерации или супругами – гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации).
Гражданство Российской Федерации прекращается:
1) вследствие выхода из гражданства РФ;
2) по иным основаниям, предусмотренным Законом или международным договором РФ.
Выход из гражданства (ст. 19 Закона о гражданстве) – это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. Выход из гражданства может быть реализован тремя способами:
1) лицом, проживающим на территории РФ, на основании добровольного волеизъявления;
2) лицом, проживающим на территории иностранного государства, на основании добровольного волеизъявления в упрощенном порядке;
3) выход из гражданства ребенка, один из родителей которого является иностранным гражданином, в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Закон о гражданстве установил три основания отказа в выходе из гражданства (ст. 20 Закона):
1) если гражданин имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;
2) если гражданин привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
3) гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Отмена решения о приеме в гражданство (ст. 22 Закона о гражданстве) – единственный случай возможного прекращения гражданства Российской Федерации без волеизъявления самого лица.
Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.
Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин Российской Федерации при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.
К иным основаниям прекращения гражданства Закон о гражданстве относит, например, прекращение гражданства Российской Федерации у ребенка, у родителя или единственного родителя которого прекратилось гражданство РФ, при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ч. 2 ст. 24).
В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325, полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
1) Президент РФ;
2) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
Президент Российской Федерации решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, а также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов в связи с исполнением Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”.
Министерство внутренних дел Российской Федерации:
- принимает заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
- составляет на основании заключений органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;
- издает нормативные акты, конкретизирующие установленные Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации” и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации полномочия органов внутренних дел по рассмотрению заявлений лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и принятию решений по этим заявлениям;
- организует в соответствии со своей компетенцией проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов;
- осуществляет взаимодействие с Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросам гражданства Российской Федерации;
- устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением на территории Российской Федерации лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;
- ведет общий учет лиц, приобретших или прекративших гражданство Российской Федерации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации” и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации:
- составляет на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;
- устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением за пределами Российской Федерации лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации” и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента РФ, а также со дня рождения ребенка, со дня усыновления.