Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Ресурсы муниципального образования - материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и уровень благосостояния населения. Но несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность в организациях как социотехнических системах невозможна без важнейшего ресурса – людей, осуществляющих муниципальную деятельность (кадрового потенциала территории). Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.

Не менее важным ресурсом, без которого невозможна хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону (правовой ресурс). Как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности. Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления развиваться не может.

Значительную роль в структуре понятия «ресурсы муниципального образования» играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и другие.

Например, объекты собственности муниципального образования представляют собой существенный ресурсный источник для развития. В муниципальном образовании существуют 4 вида собственности, которые взаимосвязаны и обусловливают при их рациональном использовании успешное развитие территории:

1. Муниципальная собственность:

имущество органов местного самоуправления;

– средства местного бюджета и внебюджетных фондов;

– жилой фонд;

– объекты инженерной инфраструктуры;

– природные ресурсы;

– транспортные средства;

– предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, связи, учреждения народного образования, здравоохранения и иное имущество, необходимое для развития муниципального образования.

2. Частная собственность юридических лиц:

имущество, переданное в форме вкладов и взносов;

– имущество, полученное в результате предпринимательской деятельности;

– средства от продажи акций.

3. Частная собственность физических лиц:

земельные участки;

– денежные средства;

– жилые дома, квартиры, дачи и т.д.;

– ценные бумаги;

– предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспорт и иные средства производства и т.д.

4. В процессе муниципальной деятельности по развитию социально-экономической поддержки населения на принципах равновладения населением создаются собственные финансовые институты, формируя тем самым новый вид собственности, который можно определить как корпоративную собственность сообщества (от латинского corporatioсообщество, объединение, общество, союз), которая включает:

– финансовые институты, коммерческие и некоммерческие организации и их имущество;

– корпоративную прибыль;

– средства от продажи ценных бумаг.

Различные объекты собственности муниципального образования могут работать по своему прямому назначению и способствовать реализации социальных проектов на территории муниципального образования. Однако одним из основных способов возрождения экономики муниципальных образований является привлечение денежных средств населения, а затем зарубежных и отечественных инвесторов. Для проведения инвестиционной политики можно использовать территориальные активы в качестве гарантированного покрытия предоставляемых инвестиционных ресурсов. Например, реализуя идею создания залогового фонда в рамках программы социально-экономической поддержки населения, в качестве залоговых активов (как средство погашения кредита и выплаты процентов) можно использовать ценные бумаги, драгоценные, редкие и редкоземельные металлы, валютные ресурсы, землю, месторождения, предметы искусства и т.д.

Приведенные выше примеры разнообразных видов ресурсов свидетельствуют о том, что давать обобщенную классификацию ресурсов без учета конкретных условий реального муниципального образования бессмысленно, так как различные муниципальные образования будут обладать различными наборами ресурсов. В значительной степени это определяется тем набором прав и полномочий, которые предоставлены муниципальному образованию законодательством. Эта сторона понятия «ресурсы муниципального образования» тем более важна, поскольку территория муниципального образования является частью более крупных территориальных образований. Так, ресурсы, расположенные на территории городского или сельского муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти либо частных хозяйств, существующих на данной территории. Принадлежность ресурсов также определяется законом.

Таким образом, ресурсы муниципального образования– совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, реализация которых отнесена к муниципальной компетенции законом.

Можно выделить следующие основные принципы закрепления ресурсов за муниципальными образованиями.

Во-первых, соразмерность объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования.

Во-вторых, направленность на обеспечение комплексного решения задач. Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д.), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления. Исходя из этого же принципа должен решаться вопрос о наделении органов местного самоуправления муниципальной собственностью.

В-третьих, не менее важным принципом, который также должен учитываться при рассмотрении вопроса о закреплении ресурсов за определенными уровнями власти и управления, должен быть принцип наибольшей эффективности использования ресурса. Очевидно, что максимальная эффективность в использовании земли будет достигнута на муниципальном уровне, поскольку именно здесь, на месте, легче всего наладить контроль за ее использованием и оперативное регулирование процессов распоряжения землей.

Основу ресурсов муниципального образования составляет муниципальное хозяйство. Его характерными чертами являются:

– муниципальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность;

– деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей;

– поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе хозяйствующие субъекты, то необходим и орган, координирующий их деятельность.

Выделим основные элементы муниципального хозяйства:

муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

– иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

– органы местного самоуправления.

Роль и место каждого из перечисленных элементов в реализации общественных потребностей различна.

Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды.

Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Органы местного самоуправления выполняют особую роль – координируют усилия граждан и хозяйствующих субъектов и использование ресурсов муниципального образования с целью улучшения качества жизни населения территории муниципального образования и увеличения его вклада в развитие всего общества (см. рис. 1.1).

В зависимости от того, какую роль играют в решении вопросов местного значения те или иные элементы муниципального хозяйства, можно выделить несколько видов (моделей) муниципального хозяйства по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства – модель при которой основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и удовлетворение потребностей по данной модели несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины). Основным ресурсом являются налоги на население. Орган местного самоуправления осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование.

Данная модель приемлема и существует в наиболее «благополучных» странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства – предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. В этом случае налоги с населения дополняются возможностью налогообложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства – в рамках рассматриваемой модели основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде. Роль и место отдельных элементов муниципального хозяйства в разных странах серьезно отличаются друг от друга. Применение какого-либо варианта модели зависит от ряда факторов, главными из которых являются:

– объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством;

– наличие и характер основных ресурсов территории;

– наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях;

– налогоспособность населения.

В зависимости от сочетания указанных факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

Для нормального функционирования муниципального хозяйства необходим минимальный объем ресурсов, формирующий основы местного самоуправления.

Принято выделять следующие основы местного самоуправления:

– правовые основы;

– территориальные основы;

– организационные основы;

– финансово-экономические основы.