Статистическая отчетность органов МВД, прокуратуры и органов юстиции представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.

Специфические особенности отчетности состоят в том, что, с одной стороны, она может выступать средством познания объекта наблюдения в правовой статистике, с другой стороны, отчетность представляет собой сводку и группировку данных, содержащихся в документах первичного учета.

Ведение статистической отчетности по преступности осуществляется учетно-регистрационными подразделениями (информационными центрами МВД, ГУВД, УВДТ) МВД России.

Формирование статистической отчетности производится путем включения в статистические отчеты всех взятых на централизованный учет преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. ГИЦ МВД России формирует статистическую отчетность о преступности в России по преступлениям, расследуемым органами прокуратуры, МВД, Департамента налоговой полиции и Государственного таможенного комитета.

Отчеты и главные показатели составляются на основании установленных в органах прокуратуры и внутренних дел документов первичного учета работы прокуроров, следователей, дознавателей.

Учетные данные, подлежащие включению в отчеты, проверяются с точки зрения их полноты и достоверности по документам первичного учета, журнальным записям, наблюдательным производствам, сверяются с наличием уголовных дел в производстве, а также прекращенных или приостановленных.

ФСБ и органы военной прокуратуры формируют статистическую отчетность по делам, расследуемым следователями и органами дознания ФСБ, Министерства обороны РФ и военной прокуратуры.

Необходимо учитывать, что критерий формирования отчетности правоохранительных органов находится в тесной зависимости от положений материального и процессуального законодательства.

Приказ министра внутренних дел РФ от 18 декабря 1996 г. "Об утверждении форм статистической отчетности" ввел следующие основные отчеты:

1. Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (форма 1-А). Этот самый большой по объему представленной информации отчет ежемесячно направляется МВД, ГУВД, УВДТ в ГИЦ МВД России по телеграфу к 4-5-му числу месяца после отчетного периода.

2. Отчет о состоянии преступности в республиканских, краевых и областных центрах по форме 1-ГОР (данные о количестве зарегистрированных преступлений) состоит только из одного раздела, в нем отражается общее количество преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчетном периоде. Отдельными строками выделяются тяжкие и особо тяжкие преступления, наиболее опасные преступления против личности: убийство (с покушением) _ ст. 105, 106, 107, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью _ ст. 111, похищение человека _ ст. 126, изнасилование (с покушением) _ ст. 131, преступления против собственности _ ст. 158-163; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг _ ст. 186; захват заложников _ ст. 206; бандитизм _ ст. 209 и некоторые другие преступления.

3. Отчет о понесенном материальном ущербе и изъятии материальных ценностей (по оконченным уголовным делам и материалам) _ форма 5-2. Его представляют те же инстанции телеграфно ежемесячно. Отчет состоит из трех разделов. В первом отражаются сведения о нанесенном материальном ущербе и его возмещении по отдельным имущественным преступлениям; во втором _ сведения о сумме сокрытого дохода и неуплаченного налога, и в третьем _ об изъятии материальных ценностей _ общая сумма изъятых материальных ценностей, в том числе имущества, денег наличных, иностранной валюты, драгоценных металлов, драгоценных камней, наркотических средств и психотропных веществ и др.

4. Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (форма 2-Е)отражает не только общее число заявлений и сообщений о преступлениях, но и виды преступлений применительно к главам УК РФ. По отчету можно установить, какие меры по заявлениям о преступлениях были приняты, а также в какие сроки.

Отчет состоит из двух разделов. В первом разделе отражается работа прокуратуры по рассмотрению заявлений о преступлениях, во втором _ аналогичная работа органов внутренних дел. Подписывают отчет прокурор и начальник органа внутренних дел.

5. Отчет о следственной работе (форма 1-Е) характеризует работу следователей органов внутренних дел и прокуратуры, дознавателей, в том числе и протокольные производства. Сводный отчет по форме 1-Е включает более 800 взаимосвязанных показателей, имеющих важное научно-практическое значение в деле совершенствования работы следственных аппаратов.

Из него можно узнать, какое число уголовных дел окончено расследованием и направлено прокурорами в суд, сколько дел прекращено, приостановлено расследованием, возвращено на доследование, каковы сроки расследования дел и т.д. Важный показатель _ число арестованных по неоконченным делам с последующим распределением их по срокам содержания под стражей в соответствии со ст. 97 УПК РСФСР: отдельной строкой учитывается число дел, по которым внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Все статистические данные указываются за период, в течение которого приняты решения по делу или материалу.

В полном объеме всеми органами прокуратуры и внутренних дел, начиная с районного звена, отчет представляется два раза в год: за первое полугодие и за год.

В связи с трудоемкостью ручной обработки на всех этапах формирования отчета по форме 1-Е, частыми случаями нарушения контрольных равенств и других искажений при ее заполнении, задержками в связи с пересылками отчетов по почте и с целью создания возможностей для более глубокого анализа оперативной обстановки в 1993-1995 гг. МВД России и Прокуратура РФ в ряде областей (Калужской, Смоленской и Воронежской) провели эксперимент по автоматизации в правоохранительных органах Российской Федерации учета и статистической отчетности "О следственной работе", итоги которого позволили усовершенствовать статистическую отчетность в этом направлении.

Система показателей отчетности органов прокуратуры построена на основе Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". В отчетности отражается деятельность прокурора по надзору: 1) за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) за соблюдением прав и свобод человека; 3) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) за рассмотрением уголовных и гражданских дел в судах; 5) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначением судом мер принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии с указанным законом (ст. 51) на Генеральную прокуратуру РФ возложена разработка совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами системы и методики единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, о следственной работе и прокурорском надзоре, а также установление единого порядка формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.

Отчет о работе прокурора (форма П), помимо основных направлений надзорной деятельности, содержит отдельный раздел, отражающий работу по рассмотрению и разрешению жалоб граждан.

В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и другие формы отчетности, отражающие различные стороны их деятельности.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности. Именно по этой причине отчетность районного суда _ самая подробная по сравнению с отчетностью кассационной и надзорной инстанций.

Районные суды представляют статистические отчеты в отделы юстиции исполнительных органов власти области (республики, края, области) по следующим основным формам:

- отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел (форма ¹ 1);

- отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях (форма ¹ 1 "АП");

- отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел (форма ¹ 2);

- отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений, вступивших в законную силу (форма ¹ 4).

Эти отчеты содержат такие показатели, по которым можно судить не только о количестве и характере судебных дел, рассмотренных судами, но и об оперативности правосудия, профилактической работе судей, суммах материального ущерба от преступлений и т.д.

При анализе деятельности судов по рассмотрению уголовных дел необходимо знать показатели отчета о следственной работе, поскольку судебные отчеты по форме ¹ 1 и форме ¹ 4, по существу, отражают продолжение работы по делам, количественная характеристика которых дана в следственном отчете. Необходимо сопоставлять показатели этих отчетов, с тем, чтобы своевременно исключить возможные ошибки при составлении статистических отчетов.

Формы отчетности едины для судов различных категорий. Это обстоятельство обеспечивает единообразный подход к учету тех или иных социально-правовых фактов, объектов статистического наблюдения судов, что является важнейшим условием для статистического анализа.

Отчетность областных (краевых, городских, автономных областей, окружных) судовопределяется их двойственной компетенцией, сочетающей в себе возможность рассматривать дела как по первой инстанции, так и в ходе кассационного и надзорного производства. В связи с этим субъекты этого звена судебной системы формируют отчетность по следующим формам:

- отчеты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции (форма ¹ 1 и форма ¹ 2);

- отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в кассационной инстанции (форма ¹ 6);

- отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в кассационной инстанции (форма ¹ 7);

- отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в надзорной инстанции (форма ¹ 8);

- отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в надзорной инстанции (форма ¹ 9).

Название статистических отчетов раскрывает их содержание. По формам отчетов ¹ 6-9 можно судить в определенной степени о качестве работы районных судов, так как их показатели содержат сведения об отмене, изменении решений и приговоров, вынесенных районными судами.

Верховный Суд РФсоставляет отчеты по аналогичным формам, что и нижестоящие суды, с той лишь разницей, что отчеты по формам ¹ 8 и ¹ 9 составляются раздельно о работе:

а) пленума;

б) президиума;

в) судебных коллегий Верховного Суда РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. при Верховном Суде Российской Федерации учрежден федеральный государственный орган _ Судебный департамент. На него возложено организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краев и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов всех инстанций в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия. На одно из его структурных подразделений _ управление (отдел) в центре и на местах возложена разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, ведение их статистического и персонального учета, делопроизводства и работы архивов судов, а также ведение судебной статистики. При составлении сводного статистического отчета эти подразделения взаимодействуют с соответствующими управлениями (отделами) органов юстиции.

Статистическая отчетность органов юстиции (нотариальных контор, ЗАГСов, коллегии адвокатов и судебно-экспертных учреждений), так же как и отчетность судов, предназначена для анализа состояния деятельности этих органов.

Особая роль в сборе и обработке статистической информации о деятельности судов и органов юстиции наряду с председателями судов, секретарями и заведующими канцелярией судов отводится Министерству юстиции РФ, управлениям (отделам) юстиции субъектов Федерации. В соответствующих аппаратах (отделах статистики и аналитических обобщений), наряду с отчетами районных судов, сосредоточиваются отчеты всех органов и учреждений системы юстиции, а также статистические карточки на подсудимых по делам, рассмотренным всеми судами общей юрисдикции субъекта Федерации.

По итогам обработки статистических карточек на подсудимых в министерствах (отделах) юстиции субъектов Федерации составляются следующие формы отчетности:

- отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (по приговорам и определениям, вступившим в законную силу) (форма ¹ 10);

- отчет о месте, времени совершения преступления и составе осужденных (форма ¹11);

- отчет об осужденных несовершеннолетних (форма ¹ 12);

- приложения к отчетам ¹ 10-12, где содержатся сведения о числе осужденных по каждой статье УК РФ (форма ¹ 10-а).

Как перечисленные, так и некоторые другие отчеты Минюста представляют наибольший интерес для анализа судимости, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат достаточно показателей как правового, так и социально-демографического, криминологического характера, необходимых для научно-практического изучения преступности. На их основе подготавливаются аналитические обзоры и вносятся предложения по улучшению деятельности судов и органов юстиции, а также по совершенствованию законодательства.

В соответствии с Указом Президента России ¹ 904 от 28.07.98 г. в ведение Министерства юстиции России была передана уголовно -исполнительная система (далее УИС), ранее входившая в состав МВД России. В связи с этим органы юстиции ведут отчетность этих учреждений, среди которых основными являются:

- отчет о численности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы (форма 1-УИС);

- отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы (форма 2-УИС).

Строго говоря, данные именно этой отчетности, исходя из ст. 49 Конституции России, закрепившей признанный международным сообществом принцип презумпции невиновности, являются индикатором уровня преступности в стране по важнейшему ее показателю _ судимости. Только суд вправе окончательно решить вопрос о вине человека, подозреваемого органами предварительного следствия в совершении преступления.