Важной задачей социально-психоло­гического анализа группы является изучение тех процессов, которые про­исходят в ее жизни. Рассматривая феноменологию процесса порождения и разви­тия малой группы, необходимо: указать причины, лежащие в его основе; рассмотреть последовательность стадий движения груп­пы по пути приобретения признаков коллектива; описать меха­низмы групповой динамики.

Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Левиным в статье «Эксперименты в социальном пространстве» в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» за 1939 год (США). В этой статье автор пришел к выводу, что каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов. Вообще сам термин «групповая дина­мика» может быть употреблен в трех различных значениях.

1. Определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина.

2. Специфический вид ла­бораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различ­ные характеристики групп.

3. Совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движе­ние группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Последующее изложение будет связано преимущественно с третьим, расширительным толкованием данного термина. Итак, групповая динамика - это процессы интеграции и дезинтеграции группы, изменения уровня ее психологической сплоченности, изменения формы и содержания основных явлений групповой психологии в процессе осуществления межличностных отношений в рамках групповой деятельности и общения.

Важнейшими из этих процессов являются следующие. Преж­де всего, это сам процесс образования малых групп (группообразование), причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например, феномен группового давления на инди­вида (который в традиционной социальной психологии к «груп­повой динамике» не относится).

Кроме этого, к групповым процессам относятся процессы осуществления и регуляции группового социального взаимодействия:

а) совместной деятельности: мотивационно-ценностный обмен; процессы группового целеполагания и принятия решения; совместные исполнительные действия членов группы; социально-психологическое срабатывание и совмещение в деятельности; руководство групповой деятельностью;

б) общения: информационно-коммуникативные, социально-перцептивные процессы и процессы межличностного ролевого взаимодействия и взаимовлияния; ролевая и микрогрупповая дифференциация; групповое сплочение и конфликты; образование и реализация групповых норм и санкций;

в) внутригруппового поведения личности: социально-психологическая адаптация; внутригрупповое самоутверждение; ролевая идентификация; лидерство; конформное и отклоняющееся поведение; коллективистическое самоопределение личности.

Таким образом, динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования.

Причины возникновения малой группы можно условно разделить на объективные, заданные определенной потребностью общественного разделения труда и функционирования общества, и психологические. В случае формальных (организованных) групп причины их возникнове­ния лежат вне самих групп и определяются более широкой со­циальной системой. Психологические детерминанты возникновения малой груп­пы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п. Неформальная группа возникает спонтанно, внутри уже существующей формальной группы или вне ее.

Механизмы групповой динамики. Исследователи групповой динамики выделяют несколько механизмов этого процесса.

1. Разрешение внутригрупповых противоречий.

Существует несколько типов внутригрупповых противоре­чий. Это противоречия: между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; между растущим стремлением членов группы к самореали­зации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и ин­теграции ее с группой (А.Г. Кирпичников). Конструктивное разрешение противоречий приводит к развитию группы.

2. "Идиосинкразический кредит" (термин введен Е. Холландером) связан с проблемой соотношения уровня нормативного поведе­ния (в более узком смысле - конформности) и величины стату­са субъекта в группе. Такой "кредит" представляет своеобразное разрешение группы своему лидеру или отдельным ее членам на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. "Идиосинкразический кредит" является одним из условий внедрения в жизнедеятельность группы эле­ментов нового (инноваций).

3. Психологический обмен - это один из механизмов груп­повой динамики. Разновидностью психологического обмена яв­ляется ценностный обмен. При этом психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторонами - участницами взаимо­действия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из них соответствую­щих ценностей другой стороне. Участники группы могут обме­ниваться материальными и духовными ценностями. В качестве таких ценностей могут выступать, например, поступки учащих­ся, их личностные качества, существенные для продуктивности групповой деятельности и др.

Этапы развития малой группы. В социальной психологии разработано не­сколько моделей группообразования, учитывающих различные основания и признаки, которые позволяют судить о качественно ином уровне развития группы.

Прежде всего, идея развития группы была обозначена в психо­аналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». Эта идея оформилась на базе анализа психотерапевтической практики, имеющей дело хотя и со специфическими, но вполне реальными группами. В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития груп­пы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тре­нинга (см. юниту 1). В этой теории в существовании группы выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каж­дая конкретная группа может по-разному реализовать общую мо­дель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.

Двухмерная модель развития группы предложена Б. Такменом. Она явилась результатом анализа 50-ти зарубежных публика­ций, посвященных изучению стадий развития терапевтических, тренировочных, естественных профессиональных и лаборатор­ных групп. Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа:

- нали­чия сфер (измерений, факторов) групповой активности - дело­вой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры);

- положения группы в гипотетической по­следовательности развития, т.е. в соответствующей стадии.

Согласно данной модели, в каждой из указанных сфер пред­полагается прохождение группой четырех последовательно сме­няющих друг друга этапов (или стадий). В сфере межличностной активности к ним относятся следующие стадии:

1) стадия "проверки и зависимости", предполагающая ори­ентировку членов группы в характере действий друг друга и по­иск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2) стадия "внутреннего конфликта", основная особен­ность которой - нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3) стадия "развития групповой сплоченности", достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезнове­ния межличностных конфликтов;

4) стадия "функционально-ролевой соотнесенности", в ос­новном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся своеобразным "резонатором", посредством которо­го "проигрывается" групповая задача.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет такие ста­дии, как:

1) стадия "ориентировки в задаче", т.е. поиск членами груп­пы оптимального способа решения задачи;

2) стадия "эмоционального ответа на требования задачи", со­стоящая в противодействии членов группы требованиям, предъ­являемым им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последних;

3) стадия "открытого обмена релевантными интерпретация­ми", понимаемая как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предло­жить альтернативную трактовку информации;

4) стадия "принятия решений" - этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Б. Такмен указывает на связь между обеими сферами группо­вой активности, но не раскрывает содержание этой связи. Как показывают исследования, в экстремальных условиях не удается зачастую дифференцировать инструментальные и экспрессив­ные компоненты групповой активности. В таких условиях резко повышается удельный вес экспрессивных моментов групповой жизнедеятельности.

Описывая процесс группообразования Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие «социализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривает­ся процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следую­щие:

- оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов);

- обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы боль­ше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);

- пре­образование ролей членов группы (большая или меньшая включен­ность членов группы, их идентифицированность с ней).

На осно­вании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чемерсом и названной «системно-процессуальной» модели разви­тия группы. Таким образом, в данной теории:

- во-первых, введено понятие «стадий» (или «пе­риодов») развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе, каждая стадия связана со сменой состава группы (приход и уход ее членов, смена ролей и т.п.).

- во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается че­рез внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуа­ции в группе, своего положения в ней и т.п.

В качестве другого блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению та­ких ориентаций личности и группы, как коллективизм - индивидуализм. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие различное распространение в раз­ных обществах. При этом принимаются в расчет культурные и истори­ческие традиции стран, их конкретное воплощение в пове­дении людей в малых группах.

И та, и другая ориентации непосредственно связаны с процес­сом развития группы: переход от одной фазы к другой в значи­тельной степени зависит от того, какой конкретный стиль ориен­тации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу. Описание развития группы с позиций соотношения этих ценностей связано с психологической теорией коллектива.