К XIII в. в жизни средневековой Европы происходили важные перемены, к основным из которых можно отнести рост городов, которые были населены людьми разных сословий. Это и патриархат, «отцы» города, и промежуточный средний слой, мелкие хозяева и наиболее многочисленное сословие города _ бедняки, плебейские массы. В руках горожан сосредотачиваются значительные богатства. Развивается внешняя торговля, устраиваются ярмарки. Укрепляется, с одной стороны, верховная власть территориальных государей _ королей, с другой _ независимость городских общин. Вся история западноевропейских городов с Х по XIV столетия представляет собой ряд последовательных ступеней, ведущих их к дальнейшему преобразованию. Из простых поселений ремесленников, работавших на феодала и живших вокруг его замка, города с течением времени становятся независимыми общинами свободных граждан. Само сознание, что города выдержали борьбу за свое существование, наложило отпечаток на городскую литературу. Именно в городах начинается бурный рост светского мировозрения. В XIII в. в городах Европы появляются первые университеты (первый в Болонье, Северная Италия). Начинается постепенное отделение науки от церкви. Изменяются отношения между верой и разумом.

Жанры городской литературы. Городская средневековая литература _ это литература здравого смысла, житейской прозы и трезвой рассудительности. В городской литературе с самого начала призрачному идеальному царству куртуазии противостояла реальная повседневность. Героями городской литературы становятся смышленный виллан (крестьянин), лукавый поп, остроумный ремесленник. В ней ценится трудолюбие, практическая сметка, народная смекалка. Все рыцарские доблести превращаются в предмет насмешек.

Городская литература средних веков весьма многообразна по жанрам, что вызвано прежде всего тем, что город _ место наиболее полного взаимодействия разных средневековых культур, отличающихся сложностью и подвижностью форм общения. Наиболее популярными жанрами городской средневековой литературы являются фаблио, басня, религиозный гимн, бестиарий (повествование о животных).

Во французской литературе XII _ XIV вв. фаблио (фаблю) называется короткая повесть в стихах. В немецкой городской средневековой литературе этому жанру родственен шванк _ короткий, полный сочного комизма рассказ в стихах или прозе, часто сатирического и назидательного характера. Основным объектом сатиры является церковь. Достается не только высшему духовенству, но и монахам и даже мелким сельским священникам. Объектом осмеяния является и городской патриархат, городские мошенники и пройдохи. Рыцари затрагиваются в меньшей степени, во-первых, потому, что это уже во многом сломленная сила, а во-вторых, потому, что горожанин плохо знал блестящих рыцарей. Ни героический эпос, ни рыцарский роман не касались этих будничных тем.

Среди известных французских авторов фаблио, можно назвать Рютбефа и Леруа Гугона.

Чрезвычайно популярным было фаблио Рютбефа из Парижа (1230 _ 1285) «Завещание осла». В этом произведении критика настигает высшее духовенство _ епископа. Поучительный характер «Завещания осла» выражен в следующих словах: «Фунбер нам скажет в назиданье: Не страшно тому наказанье, кто с деньгами на суд пришел ...»

Фаблио «О сером в яблоках коне» Леруа Гугона переносит читателей в феодальную среду и отличается более изысканным характером. В нем обличается высокомерие, алчность и вероломство аристократов.

В Германии наибольшей известностью пользовался стихотворный свод шванков под общим названием «Поп Амис», автором которого был поэт Штриккер. Каждая из выдумок попа Амиса _ отражение реальных хитростей и уловок, к которым прибегала церковь, выколачивая огромные богатства из своей паствы.

Фаблио _ новый жанр средневековой городской литературы, но и старые жанры переживают изменения, наполняются светским, сатирическим содержанием. Элементы светскости и сатиры проникают даже в такой консервативный жанр, как религиозный гимн. «Молитва жонглера» или «Жонглер богоматери» имеет в себе гуманную мысль о том, что любой честный труд благороден. И с другой стороны _ каждый человек должен развивать свои лучшие природные качества и таланты, а не заглушать их в угоду религиозному аскетизму.

Активно развивается в городской литературе средних веков жанр басни. Басни весьма резки по своей антиклерикальной направленности и примечательны по откровенному реализму. Самым известным памятником средневековых немецких басен является сборник монаха Ульриха Бонера «Edelstein» (1330). Тема этих басен направленна против мирских зол и заблуждений, их мораль _ здоровая и народная: лучшее лечение от всех бед и напастей _ честный труд.

Крупнейшим памятником сатирической городской средневековой литературы является эпопея «Роман о Лисе», написанная в жанре бестиария. Бестиарий предполагает умение перейти от буквального прочтения текста к тому, что за ним скрыто, в данном случае _ за повадками зверя. В «Романе о Лисе» звериные повадки ассоциируются с нравами и обычаями феодального общества.

«Роман о Лисе» _ крупное художественное произведение в стихотворной форме _ первоначально сложился во Франции из отдельных сюжетных эпизодов, активно создававшихся в последней трети XII в. Он состоит из 26 эпизодов, где в иносказательной форме представлена вся жизнь средневековой Европы: действие происходит при дворе, в монастыре, в рыцарском замке, в церкви. Тема _ борьба находчивого, ловкого, лукавого лиса Ренара с тупым и кравожадным волком Изенгрином. Все герои наделены человеческими чертами.

«Роман о Лисе» _ произведение социально-сатирического характера, в котором бичуются не отдельные человеческие недостатки, а пороки, присущие определенным сословиям _ крупным хищникам _феодалам и высшему духовенству.

В конце XIII в. немецкий поэт Виллем перевел на родной язык и переделал часть французского романа, где речь шла о проделках Ренара при дворе царя зверей _ льва. Виллем назвал свою версию «Рейнеке Лис» («Reineke Fuks»). Он придал бестиарию еще большую социальную остроту. Для немецкого народа той поры «Рейнеке Лис» стал захватывающим обличительным романом. Обработки его продолжались вплоть до XIX в. В конце XVIII в. Гете, для того чтобы высмеять жадность, наглость, мошенничество феодалов, выступивших против революционной Франции, обращается к роману о Лисе и создает классическую обработку этого произведения.

Жанры городского театра. С развитием городов связано и развитие одного из важнейших и сложных литературных жанров _ драматургии, театра. Театр и драматургия возникли в древней Греции из народных празднеств в честь бога Диониса. Однако с крушением античного мира развитие этих видов искусства было на долгое время приостановленно. В средние века отцы церкви преследовали гистрионов _ бродячих актеров. Но несмотря на это элементы театрализации песен и рассказов не умирали на всем протяжении средних веков.

Одновременно с народными театральными представлениями элементы театра развивались в самом сердце средневековья _ в церкви. Церковные служители, каноники, певчие, монахи уже не только пели о деяниях Христа и его учеников, но и старались наглядно показать, представить их. Постепенно начали складываться целые инсценировки, посвященные отдельным эпизодам священного писания, так называемые литургические действа. Пышно и театрально обставлялись богослужения в день рождества. Эпизоды избиения младенцев и шествия пророков не уступали богатому театральному спектаклю. Шествие пророков превращалось иногда в длинную кавалькаду, окруженную пышной свитой, причем иногда эта кавалькада въезжала в церковь. В 1210 г. папе Иннокентию III пришлось запретить представление литургических драм в церкви. Таким образом, литургическая драма перешедшая на паперть, чрезвычайно благоприятно отразилась на развитии театра, а затем и драматургии.

Главными жанрами средневекового городского театра становятся миракль, мистерия, моралите, фарс.

Миракль _ это средневековая театральная пьеса на темы о чудесах, о жизни лиц, объявленных церковью святыми. Однако, религиозная направленность не мешала мираклям приобретать бытовой характер, святые жили и действовали среди людей, в условиях определенного быта. Один из самых известных мираклей был написан жонглером Рютбёфом в XIII в. На русский язык он переведен Александром Блоком под названием «Действо о Теофиле» («Чудо о Теофиле») _ «Le miraele de Fheophile». Теофил по-гречески _ возлюбивший Бога. Благочестивого монастырского эконома _ Теофила оклеветали перед кардиналом, лишив его благосостояния и чести. Теофил решает прибегнуть к помощи черта, сознавая при этом всю греховность своего поступка. Его одолевают противоречивые чувства: страх и благочестие, неверие в справедливость, желание отомстить и тщеславная жажда богатства. Черт _ всецело комический персонаж. Комическая его обрисовка _ свидетельство того, что в народном творчестве дьявольская сила лишалась своего мистического значения и превращалась в объект постоянных насмешек; черти уже не пугали. В миракле присутствует как обязательный элемент мотив чуда. Теофил раскаивается, и Богоматерь, уступая просьбам, прощает грешника. Богоматерь весьма прозаически дерется с чертом и силой отнимает у него расписку о продаже души.

Мистерия _ религиозная драма _ первоначально являлась частью богослужения в церквах, позже библейский текст дополнялся вставками из легенд, шуток, фарсов. Самым важным признаком мистерии является массовость, это площадное, самодеятельное искусство. Народный юмор мистерии, язвительную насмешку над духовенством и властью не могли заглушить ни церковь, ни цензура. Мистерия _ жанр в высшей степени противоречивый: в нем совмещаются и борются такие противоположные начала, как мистика и реализм, набожность и богохульство. Мистерии представляли собой часть городских ярмарочных торжеств. Еще задолго до ярмарочных дней по всем соседним городам и селам разъезжали всадники и оповещали народ о том, где и когда предстоят ярмарки и мистерия. Участники маскарада обычно становились действующими лицами площадного спектакля. В представлениях участвовали сотни людей и порой состязались городские ремесленники различных отраслей. Например, эпизод всемирного потопа исполняли корабельщики, матросы; эпизод омовения ног _ водовозы.

По содержанию и композиции мистерии распадались на две большие части: мистерии, рассказывающие легендарную христианскую историю мира до рождества Христова (Ветхий завет), и _ после (Новый завет). Сюжеты ветхозаветной мистерии _ сотворение неба, земли, низвержение сатаны, сотворение первых людей, изгнание их из рая, всемирный потоп, вавилонское столпотворение; сюжеты Нового завета _ жизнь Иоанна Крестителя и Саломеи, Христа и Магдалины, распятие Христа, вознесение на небо. Мистерии были огромны: от 35 до 60 тысяч стихов. Постановка их требовала организованности и чёткости. Городские власти назначали организаторов постройки мест для зрителей, декораций, отвечающих за финансовые дела, наконец, литературу. Теми, кто давал деньги (король, или монастырь, или совет горожан), осуществлялась цензура, но критику в мистериях никогда и никому не удавалось вытравить. Характер представления мистерии в значительной мере определялся системой сценического устройства мистериального театра. Этих систем было две: передвижная и система беседок. Передвижные системы имели самое большое распространение в Германии и Англии. Передвижные мистерии были удобны: населения всех городских окраин и площадей могло познакомиться со спектаклем. Фургоны и повозки оформлялись как место действия отдельных эпизодов Ветхого и Нового заветов (рай, дворец Ирода, место распятия и т.д.) и следовали в определенном порядке _ друг за другом. Во всех частях города разыгрывалась мистерия, но везде были различные ее эпизоды и различные самодеятельные актеры.

Метод беседок рассчитан на представление в одном месте на большой площади. Выстраивался длинный помост, и на всем протяжении его располагались беседки (рай, дворец Ирода и т.д.)

Моралите _ средневековая пьеса нравоучительного характера с аллегорическими действующими лицами. Отличительный признак жанра _ персонификация отвлеченных понятий. Моралите зародились в мистериях не случайно, а являлись результатом сознательного творчества поэтов, нововведением, в котором мораль, тенденция мистерии осуществлялась в ее жестком виде. Действующие лица моралите _ олицетворенные, персонифицированные явления природы, религии, абстрактные нравственные категории. Моралите пользовались поддержкой церкви, носили воспитательный, дидактический характер.

В моралите нравственные выводы подавались непосредственно, обнаженно. На сцену выходили такие фигуры, как война, мир, голод, или различные человеческие страсти и черты: скупость, порочность, храбрость, жадность. Каждый персонифицированной фигуре или персонифицированному образу было присуще определенное аллегорическое одеяние: скупость _ человек в лохмотьях, но с мешком, наполненном золотом. Себялюбие носило перед собой зеркало и смотрелось в него, наслаждение держало апельсин. Лесть гладила лисий хвост. Иногда дело обстояло еще проще: выходил человек с табличкой, где было начертано: надежда, любовь, месть и т.п. Жизненный конфликт, столкновение человеческих страстей подменялись длинными сухими рассуждениями и диалогами, причем добрые силы всегда побеждали.

В мистерии «Человек и Смерть» друзья человека _ Богатство, Сила, Знание, Красота _ ничем не могли ему помочь, и только Добрые дела мирили его со Смертью _ он умирал просветленным.

Последним по времени возникновения жанром городской средневековой театральной литературы был фарс _ народная площадная комедия, возникшая параллельно с мираклями и мистериями, в промежутке исполнения этих сюжетов, что отражено и в названии жанра: от слова «фарш» _ начинка. Фарс вставлялся иногда в мистерии. Истоки фарса уходят в представления гистрионов, в масленичные и карнавальные игры. Если в мираклях представлены столкновения человека с богом, то в фарсе _ его отношения с себе подобными в будничных обстоятельствах. Обычно это монах-плут, врач-шарлатан, адвокат-крючкотвор, солдат-хвастун и т.п. Фарсы полны остроумия и изобилуют забавными положениями и разоблачительными сценами. Самыми знаменитыми фарсами средневековья являются «Адвокат Патлен» и фарс «О чане». В первом сталкиваются два типичных представителя зарождающегося бюргерского сословия горожан: богатый суконщик и изворотливый адвокат Пален. Но побеждает простой пастух, проявивший бульшую смекалку, чем они: «Ведь есть на каждого свой плут _ еще хитрее вдвое».

Фарсы _ самый оппозиционный жанр городской средневековой литературы. Персонажи в фарсах являются обобщающими масками, а не индивидуальными характерами.