Эффективное и устойчивое развитие торговых предприятий невозможно без выполнения комплекса мер по совершенствованию правовой среды, в которой они осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность.

В основе рыночной экономики лежит система прав и обязанностей конкретных субъектов предпринимательской деятельности, которые должны действовать самостоятельно и решать все свои локальные вопросы в рамках общих законов, норм и правил.

В условиях рынка покупатели, пользуясь услугами торговых предприятий, приобретая необходимые товары, участвуют в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского законодательства.

Торговые предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, по мере становления рыночной экономики постоянно возрастают роль и значение гражданского права, регулирующего на основе юридического равенства сторон имущественно-стоимостные отношения.

Все законодательные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны. Особое место в законодательной сфере занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, призванный урегулировать все общественные отношения и являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно к различным сферам деятельности, в том числе и торговой.

В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей путем принятия следующих законов: "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур", "О рекламе" и т.п.

Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодатель­ства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядка формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий.

Правительство РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса, законов, указов Президента РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией. К ним относятся следующие постановления Правительства РФ: "Правила продажи отдельных видов товаров", "Правила продажи товаров по образцам", "Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами", "Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит", "Правила оказания услуг общественного питания", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и т.д.

Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется не только путем разработки основных законов РФ, утверждения указов Президента, постановлений Правительства, но и через нормативные акты, принятые соответствующими министерствами РФ, а также Государственной налоговой службой, Госстандартом России.

Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпри­нимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориальные исполни­тельные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Однако они могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия принятого законодательства.

Контроль за соблюдением торговыми предприятиями принятых государством законодательных актов возложен на Министерство торговли РФ, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых структур и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком формирования цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является департамент Госторгинспекции Министерства торговли РФ. Права и обязанности Госторгинспекции, ее организационная структура, методы осуществления государственного контроля за соблюдением правил торговли и оказания услуг в сфере общественного питания определены постановлением Правительства РФ "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ" (в настоящее время – Министерство торговли РФ).

Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие и производящие товары или услуги.

К важнейшим задачам в области государственного регулирования торговой деятельности относятся:

1) формирование конкурентной среды, обеспечивающей устойчивую систему товародвижения и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;

2) защита внутреннего рынка на основе регулирования иностранных инвестиций и совершенствования таможенного законодательства, проведение маркетинговых исследований внутреннего рынка с целью обеспечения прогрессивных изменений в структуре экспорта и импорта, упорядочения систем расчетов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.;

3) всестороннее развитие и укрепление нормативно-правовой базы торговли, формирование оптимальных организационно-правовых форм предприятий, способствующих активизации предпринимательской деятельности;

4) создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых образований путем формирования объединений торговых корпораций, холдинговых образований, торгово-финансово-промышленных групп, ориентированных на поддержку отечественных товаропроизводителей и перерабатывающую промышленность страны;

5) определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), включая создание современных розничных и оптово-розничных цепей, основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;

6) совершенствование товародвижения и логистического обслуживания;

7) эффективный контроль за торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, уровня обслуживания, защиты прав потребителей на основе соблюдения законодательства, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;

8) совершенствование трудового законодательства, регламентирующего права и обязанности участников торговой деятельности;

9) развитие механизма корпоративного управления, защита прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных обществ и перехода таких прав к более эффективным собственникам;

10) развитие разнообразной торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности.