Цель деятельности – планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель – модель результата).

Цель занятий (урока) – реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить: определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и т.п.).

Цель посещения занятий – тот вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно наблюдается на каждом учебном занятии у любого преподавателя и поддается вербальной и количественной оценке.

Особую остроту приобретает проблема определения основных целей воспитания в современных условиях. Так Х.Й. Лийметс, И.Ф. Харламов определили, что воспитание можно понимать как процесс управления развитием личности.

В связи с этим можно сформулировать ряд целей воспитания, адекватных реалиям современного российского общества:

- первая цель формулируется как идея всестороннего развития личности и она актуальна всегда, а не только на данном этапе социально-экономических преобразований в нашей стране. Всестороннее развитие личности означает в то же время всеобщность и бесконечность этого процесса. Каждая социально-экономическая формация включает в это понятие определенный уровень развития личности, который может опережаться человеком за счет его обученности и воспитанности. Идея всестороннего развития будет более понятна и реалистична, когда она подкреплена соответствующими задачами, работающими на достижение именно такого развития в гармонии с личностными мотивами, целями и ожиданиями, как отдельного индивида, так и общества в целом;

- вторая цель формулируется на основе идеи воспитания гражданина-патриота России. Патриотизм в данном случае понимается как доминирование приоритета российских ценностей у воспитуемых при уважении и положительном отношении к ценностям других народов и цивилизаций. Несмотря на то что в последние годы понятие патриотизма нередко искажается в отдельных средствах массовой информации, различных публикациях, это качество было, есть и будет краеугольным камнем воспитания и формирования личности в любой мало-мальски уважающей себя стране. Патриотизм американцев, англичан и многих других народов широко известен и одобряется как жителями этих стран, так и всем мировым сообществом. Не может быть воспитания вне конкретных условий конкретной страны, а точнее, единственной Родины человека, и как жителя этой страны, и как субъекта воспитания определенной педагогической системы;

- третья цель заключается в необходимости избегания крайностей при формировании как коллективизма, так и индивидуализма в личности. В России никогда не было ориентации на формирование жесткого индивидуализма в его крайних, эгоцентристских формах. В нашей стране во главу угла всегда ставилась идея соборности и помощи человека человеку. В России никогда не проповедовалась идея приоритета индивидуального богатства. Хотя в ней были и Мамонтовы, и Морозовы, и Третьяковы, и другие богатейшие люди, которые прославились не тем, что у них было, а тем, что они сделали для России на свои личные средства. Таким образом, в отличие от американской мечты – разбогатеть, в России всегда ценилась другая идея – что после тебя останется людям;

- четвертая цель формулируется через понимание идеи устойчивого развития общества как саморазвивающейся и целенаправленной системы. Несмотря на эпизодические потрясения и революции, взрывающие общество в отдельные периоды его развития, оно все же не деградирует, а прогрессирует. Идея развития, совершенствования и саморазвития общества на основе непрерывного поступательного движения вперед всех его индивидов находит подтверждение при всех идеологических и социальных системах. Вопрос только в том, что темпы развития личности в разных системах не одинаковы, но их прогрессивная направленность сомнению не подлежит. Идеальных общественных устройств просто не бывает, но, как показывает практика, даже в антигуманных, антидемократических системах всегда имеются личности, воспитанные в духе гуманизма и приоритета высших ценностей человека над любым обществом, над любой социальной системой;

- пятая цель формулируется как идея быстрой адаптации личности к реальным условиям конкретного социума. Нынешнее поколение 50–60-летних людей в нашей стране пережило череду сменявшихся друг за другом руководителей государства, которые в значительной степени отличались по своим целевым установкам и ведущим идеям. Люди этого, третьего (по меркам социологов), поколения жили при И.В. Сталине, Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе, Ю.В. Андропове, К.У. Черненко, М.С. Горбачеве и Б.Н. Ельцине, и при всех этих руководителях. Они находили возможности более-менее адаптироваться к реально изменяющейся социально-экономической жизни, т.е. демонстрировали свою приспособляемость и выживаемость в самых разнообразных условиях. Структура, содержание и методы воспитания в педагогической системе этих периодов, за исключением последнего, мало чем отличались друг от друга. Однако именно в последние полтора десятка лет произошли в ней существенные изменения как в целях, задачах, так и в структуре и содержании деятельности образовательных учреждений. Инвариантность, поли функциональность и многоцелевая направленность современных педагогических систем позволяют реализовать все вышеуказанные цели воспитания более полно, качественно и эффективно.

Особое место в рамках педагогической системы занимает работа с кадрами. Это – сложная социально-психологическая и психолого-педагогическая проблема, требующая от руководителя определенных способностей и личностных качеств, знаний, умений и навыков. Задачами руководителя в данном случае являются:

· подбор кадров, их начальная оценка и расстановка;

· подготовка кадров, включающая переподготовку, повышение квалификации, организацию непрерывного образования;

· оценка персонала, которая содержит:

- текущую оценку работников и результатов их деятельности;

- периодическую аттестацию руководителей, специалистов и служащих;

· расстановка кадров, предполагающая:

- распределение работников по рабочим местам (педагогов – по классам в соответствии с возрастом учащихся, предметам, с учетом их специальной подготовки, половозрастных, индивидуально-психологических и личностных особенностей, а также с точки зрения совмести-мости, срабатываемости с коллегами);

- формирование, подготовку и выдвижение резерва руководящих кадров (завучей, руководителей методических объединений и т.п.);

- ориентационно-методическое обеспечение выборов и конкурсов на замещение должностей руководителей и специалистов;

· совершенствование структуры коллектива и повышение его устойчивости, включающие:

- изучение потребностей и интересов различных учителей и динамики изменений структуры коллектива;

- изучение причин текучести кадров и нарушений трудовой дисциплины, совершенствование социально-педагогического климата коллектива.

Основные задачи педагогического менеджмента определяются тем, что:

- во-первых, отражают периодичность и последовательность, как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

- во-вторых, предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

- в-третьих, определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

- в-четвертых, устанавливают требования к составу и квалификации исполнителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии с их функциональными обязанностями);

- в-пятых, определяют количество необходимой информации и ее основные источники с позиций условия оптимальности (необходимости и недостаточности);

- в-шестых, определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

Следовательно, задачи педагогического менеджмента представляют собой комплекс теоретических и практических затруднений, преодолеваемых учащимися самостоятельно или при содействии администрации, преподавателей в организованном учебно-воспитательном процессе и способствующих их целенаправленному обучению, воспитанию и развитию.