Разработка научных основ педагогического менеджмента актуализирует вопрос методов управления, которые выступают как способы достижения поставленных целей педагогического менеджмента, способы реализации основных его функций.

Первая группа – экономические методы, или методы экономического стимулирования, которые должны реализовываться путем претворения в жизнь важногo принципа – “от каждого по способностям, каждому по труду”, что в реальной жизни пока не наблюдается. По мере совершенствования нашего общества, очевидно, будут совершенствоваться и методы экономического стимулирования педагогических работников в плане все большего их соответствия количеству и качеству труда, так как педагогический стаж не является абсолютным показателем возможной эффективности педагогического труда, хотя и имеет определенное значение. Исследования в данном направлении позволяют ввести оплату за категории, звание, качество и т.п. Проблема эффективного использования экономических методов в педагогическом менеджменте только начинает изучаться на этапе радикальных изменений системы образования в целом, которая становится не только государственной, но и государственно-общественной, и общественно-государственной, и частной. Поэтому в данном направлении предстоят глубокие и серьезные исследования, что и делается в последние годы.

Ко второй группе методов педагогического менеджмента относятся организационно-распорядительские или административные методы, которые реализуются путем регламентирования деятельности исполнителей, ее нормирования и инструктирования исполнителей в форме указания, распоряжения, приказа, требования и т.п. С помощью этих методов осуществляется подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции. Административные методы важны и нужны, но управлять только с их помощью нерационально. Использование только этих методов в значительной мере способствует формированию автократического стиля управления и не способствует развитию творческих способностей членов коллектива.

Демократический стиль формируется в большей степени при использовании третьей группы методовпедагогического менеджмента – методов психолого-педагогического воздействия, которые реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного (но без жестокости) распоряжения, поощрения, благодарности и т.п. С помощью этих методов осуществляется планирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат в коллективе, повышается творческая активность и инициативность всех работников учебного заведения, воспитывается групповое самообразование и чувство коллективной ответственности, изучаются и формируются положительные, социально-значимые мотивы трудовой деятельности. Эти методы опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, учитывают индивидуальные психологические особенности членов коллектива.

К четвертой группе относятся методы общественного воздействия. Эти методы реализуются путем широкого вовлечения работников в управление, развития в нем демократических начал, широкого коллективного обсуждения основных проблем образовательного процесса и путей их преодоления, путем охвата членов коллектива методической учебой, развития в коллективе здоровой творческой конкуренции. Использование данных методов в значительной степени способствует формированию добросовестного отношения к труду, чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитанию экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию общественной активности преподавателей и учащихся. Эти методы в значительной мере способствуют поддержке приоритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого педагога и каждого учащегося.

Методы педагогического менеджмента необходимо систематизировать по уровням управленческой деятельности. Можно выделить три таких уровня.

1. Личностный (индивидуальный) – микроуровень, на котором решаются задачи соответствия работника конкретному рабочему месту.

2. Групповой (социально-психологический) – мезоуровень, в рамках которого производится оптимальная расстановка работников в коллективе.

3. Социологический – макроуровень, где формируются социальные механизмы создания “элитных групп” управления (руководящих работников различного уровня).

Рассмотрим названные уровни управления кадрами подробнее.

В рамках микроуровня решаются задачи оптимизации подбора, непрерывного образования и рационального использования конкретных работников. С этой целью осуществляется изучение личности работника, выявление его общих и специальных особенностей, динамических качеств личности (прежде всего темперамента), изучение характерологических особенностей (коммуникативных, деловых, эмоциональных, волевых и других качеств). На этом мы подробно остановимся в дальнейшем.

Основной задачей на мезоуровне является оптимальная расстановка работников в структурах педагогического коллектива. Для нормальной работы всего коллектива, как показали специальные исследования, очень важна совместимость на уровне “руководитель – заместитель”. Наиболее оптимальным оказалось сочетание “директор – администратор”, “заместитель – коллективист”. Хотя результаты были, когда тот и другой относились к типу администраторов. Руководителю-коллективисту работать сложнее, но зато и эффективность его деятельности значительно выше.

Важную роль в совместимости работников играет их темперамент. Установлено, что наибольшая совместимость достигается при сочетании людей с противоположными темпераментами.

Задачей на макроуровне является оптимизация процессов формирования различных руководящих звеньев – “элитных групп”.