Основные этапы развития социально-психологических взглядов
История социальной психологии как науки значительно моложе истории так называемого "социально-психологического мышления". Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, так же стара, как и сама совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что уже на заре человечества люди, сталкиваясь с социально-психологическими явлениями, каким-то образом пытались объяснить и использовать их.
Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому “заражению”, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины - относительно молодая отрасль знания.
В развитии социальной психологии правомерным представляется выделение следующих основных этапов ее развития.
1. Описательный этап(VI век до н.э. - середина ХIX века).
На этом этапе происходит постепенное накопление социально-психологических знаний в рамках философии с попытками определить движущие силы человеческого поведения и развития личности в обществе. Так, в древневосточном учении – даосизме – утверждалось, что человеческое поведение предопределяется законом "дао". Путь человека определен судьбой, поэтому главное для человека – сохранять спокойствие и достойно подчиняться судьбе, осуществляя личностный рост. В работах Конфуция, Сунь-цзы, Мо-цзы рассматриваются проблемы врожденности или приобретенности различных социально-психологических свойств.
В античной философии можно выделить две линии анализа соотношения человека и общества. Линию социоцентризма и линию эгоцентризма. Линия социоцентризма представлена, например, в произведениях Платона (диалоги "Государство" и "Законы"), где он высказал "коллективистское", общественно-центристское суждение: общество – это независимая переменная, а индивид – зависимая от него переменная величина. Социум, таким образом, стоит над индивидом. Точка зрения Платона об иррациональном поведении масс как явлении впоследствии стала достаточно распространенной в зарубежной социальной психологии.
Представителями линии эгоцентризма индивид рассматривался как источник всех социальных форм, поскольку в нем заложены все соответствующие тенденции. Аристотель, например, в своем трактате «О политике» говорил о том, что человек по природе своей – животное политическое, а общественный инстинкт составляет первую основу происхождения общественного союза.
В средние века и эпоху Возрождения индивидуализм развивался в рамках христианства. При этом изучались следующие вопросы: что движет человеком, чему подчинено возникновение и образование внутренней структуры общества. Продолжение темы находит отражение во взглядах представителей науки эпохи Возрождения. Т. Гоббс ("Левиафан",1651) видит эту движущую силу в стремлении человека к власти и личной выгоде.
Адам Смит называл движущими силами хозяйственной и общественной жизни "симпатию" и стремление к удовлетворению собственных интересов. Подчеркивая одновременно роль социального окружения, он задолго до современных исследователей писал («Теория моральных чувств», 1752), что отношение индивида к себе, его самооценка зависят от зеркала, функцию которого выполняет общество.
Социоцентризм находит выражение в представлениях Н. Макиавелли, Дж. Вико, П.Ж. Прудона и других авторов. Так, согласно взглядам Н. Макиавелли, общество, подчиняющее индивида, рассматривается как некий социальный механизм ("организм"), регулирующий социальную активность индивида. Ряд вопросов, касающихся определения места и роли психологии личности в жизни общества, поставил Гельвеций. В своих работах «Об уме» и «О человеке» он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человека, а также роль сознания и страстей, потребностей, желаний индивида в развитии общества.
В работах немецкого философа Гегеля можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению исторического процесса в целом и его отдельных этапов. Он рассматривал смену характеров людей в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. В свою очередь, особенности таких устойчивых образований, как религия и государство оказываются следствием тех или иных изменений в особом психологическом образовании – «духе народа».
2. Этап становления социально-психологического знания (60-е годы XIX в. – 20-е годы XX века).
Данный этап характеризуется появлением первых социально-психологических теорий, таких как "психология народов" М. Лацаруса и Г. Штейнталя, "психология масс" Г. Лебона и С. Сигеле, теория "инстинктов социального поведения" У. Мак-Дауголла. К этому времени (середина XIX века) можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к общественной жизни общества. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была вызвана теми процессами, которые происходили в капиталистической Европе - бурное развитие капитализма, умножение экономических связей между государствами, что вызывало к жизни огромную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и, соответственно, проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Своими силами языкознание не могло решить эту проблему.
К этому времени значительные факты были накоплены в области антропологии, этнографии и археологии, которые для своей интерпретации, объяснения и учета связи продуктов культуры с особенностями мышления людей того времени, их традиций нуждались в услугах социальной психологии. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения. Такая картина позволила американскому социальному психологу Т. Шибутани сделать вывод о том, что социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы.
В еще более определенной форме потребность в возникновении социальной психологии проявила себя в развитии двух наук, которые считаются непосредственными родителями социальной психологии - социологии и психологии. В развитии психологии характерным было ее развитие преимущественно как психологии индивида. Однако требовался новый подход в объяснении человеческого поведения, не сводимый к детерминации его индивидуально-психологическими факторами. Социология сама выделилась в самостоятельную науку в середине XIX века. Ее родоначальником считается французский философ Огюст Конт. Социология с самого начала стремилась строить объяснение социальных фактов, обращаясь к законам психологии, видя в специфике общественных явлений психологическое начало. В дальнейшем оформляется особое психологическое направление в социологии (Лестер Уорд, Франклин Гиддингс), сводящее законы социального к законам коллективной психики. Эти взаимные устремления реализовались в середине XIX века и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.
Таким образом, можно выделить два фактора, способствующих возникновению первых социально-психологических учений:
а) развитие общества (политической, экономической, социальной, духовной сфер);
б) логика развития науки.
Из всего разнообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три наиболее важные: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.
Психология народов. Данная теория сформировалась в середине XIX века в Германии. Теоретическими источниками ее возникновения явились учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психология Гербарта.
Непосредственными создателями психологии народов явились философ Морис Лацарус (1824–1903) и языковед Гейман Штейнталь (1823–1893). Они утверждали, что существует некая сверхиндивидуальная душа, подчиненная сверхиндивидуальной целостности. Эту целостность представляет народ или нация. Душа индивида является ее несамостоятельной частью, то есть она причастна к народной душе. В качестве программы и задачи психологии народов в своей статье "Вводные рассуждения о психологии народов" (1859) авторы предлагали "познать психологически сущность духа народа и его деяния, открыть законы, по которым... протекает... духовная деятельность народа... а также основы возникновения, развития и исчезновения специфических черт, свойственных народу".
Обширные материалы («Психология народов» в 10-и томах) на тему психологии народов были собраны в течение следующих четырех десятилетий немецким ученым Вильгельмом Максом Вундтом (1832–1920), который считал, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Объектом психологического исследования, по его мнению, должны стать три большие области, которые своим содержанием «превышают объем индивидуального сознания», но в то же время охватывают три основные проблемы с психологии народов: язык, мифы, обычаи. Собранные воедино, они представляют собой духовные продукты исторического развития целого народа. Однако В. Вундт так же, как М. Лацарус и Г. Штейнталь, не смог объединить довольно расплывчатые положения в удовлетворительную психологическую теорию. Вместе с тем, им был поставлен принципиальный вопрос о том, что существует нечто надиндивидуальное, характеризующее психологию группы и определяющее индивидуальное сознание людей.
Психология масс. Данная теория решала вопрос о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX века. Ее истоки были заложены в концепции подражания Габриэля Тарда. Г. Тард, занимаясь исследованием различных явлений, натолкнулся на следующую проблему: эти явления не могли быть удовлетворительно объяснены в рамках интеллектуалистических воззрений академической психологии. Поэтому он обратил внимание на аффективные (т.е. иррациональные) элементы социального поведения людей, которые до того времени не были предметом изучения. На создателей "психологии масс" оказали влияние два положения работы Г. Тарда "Законы подражания", 1890, а именно – мысль о роли подражания и внушения и иррационализм в объяснении социального поведения. Феномены, наблюдаемые Г. Тардом, касались в основном поведения человека в толпе, в массе. В психологии под толпой понимается бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Объясняя иррационализм толпы, Г. Тард обращается к следующему утверждению: индивид действует сознательно, масса – неосознанно. Люди, собираясь в группу, находятся в состоянии взаимного внушающего воздействия. В данных условиях процесс внушения приобретает характер заражения. Этому способствуют одинаковые для многих людей аффекты и настроения. Эти факторы служат своего рода объединяющей силой в рядах разнородной массы. В условиях массы начинает действовать механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся индивидов, объясняемый посредством внушения (идеи, нашедшей эмоциональный отклик у толпы) и распространения бессознательного эмоционального переживания волнующих событий. К способам психического воздействия добавляется подражание. Подражание, по мнению Г. Тарда, представляет собой самое раннее эмоциональное чувство привязанности, общности с тем, кому подражают (ребенок – родители). Система подражательных действий является основой формирования социальных отношений в обществе.
Непосредственными создателями "психологии масс" являются итальянский юрист С. Сигеле (1868–1913) и французский социолог Гюстав Лебон (1841–1931). Специалист в области уголовного права С. Сигеле видел источники преступлений в иррациональной динамике действий, которая проявляется в массовых ситуациях ("Преступление массы", 1895). С. Сигеле даже добился введения дополнительных статей в итальянское законодательство, смягчающих наказание, если преступление было совершено в массовых условиях. Основным аргументом было то, что, действуя в массе, человек теряет способность сознательно и разумно управлять своим поведением, следовательно, все деяния совершаются в состоянии аффекта.
В это же время Г. Лебон в работе "Психология народов и масс" (1895) изложил суть концепции, сводившейся к следующему. Всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются:
1. Обезличенность. Индивидуальная манера поведения отступает над натиском страстей, охвативших всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями.
2. Резкое преобладание чувств над интеллектом, что приводит к легкой подверженности различным влияниям.
3. Утрата интеллекта и отказ от логической аргументации. Интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его единиц.
4. Утрата личной ответственности, ведущая к отсутствию контроля над страстями.
Г. Лебон делает вывод: масса всегда хаотична, неупорядочена, поэтому ей всегда нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита". Эти идеи были приняты на вооружение официальной идеологией в ее противостоянии на рубеже XIX – XX веков набиравшему силу революционному движению масс. Не имея в дальнейшем прямого теоретического продолжения, психология масс, тем не менее, представляет большой интерес для современной социальной психологии.
Теория инстинктов социального поведения
Основатель теории - английский психолог Уияльям Мак-Дауголл (1871-1938). Работа Мак-Дауголла "Введение в социальную психологию" вышла в 1908 г. и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном статусе. Следует отметить, что в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса "Социальная психология". Однако за одиннадцать лет до этого были опубликованы "Исследования по социальной психологии" (1897) Дж. Болдуина, которые также могли бы претендовать на «звание» первого систематического руководства по социальной психологии.
Мак-Дауголл в своем "Введении" ставил целью систематическое исследование движущих сил, которым должно подчиняться поведение человека, особенно его социальное поведение. По его мнению, общей причиной социального поведения выступает свойственность стремления человека к цели ("гормэ"), которая реализуется в качестве инстинктов, имеющих врожденный характер. Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения – наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (рецептивной, воспринимающей) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления, центральнойчасти (эмоциональная), благодаря которой мы испытываем эмоциональное возбуждение при восприятии, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы и явления.
Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Мак-Дауголл перечислил шесть пар связанных между собой инстинктов и эмоций:
- инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх;
- инстинкт бегства и чувство самосохранения;
- инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;
- инстинкт приобретения и чувство собственности;
- инстинкт строительства и чувство созидания;
- стадный инстинкт и чувство принадлежности.
Из инстинктов, по его мнению, выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, общественные процессы (в первую очередь война).
Итоги второго этапа определяются тем, что в течение этого времени были выделены и четко поставлены такие вопросы, как вопрос о соотношении индивидуального и группового сознания, о движущих силах социального поведения. Выделению социальной психологии в особую и самостоятельную область научного знания и практики способствовало и то, что ни одна из существующих наук (прежде всего психология и социология) не могли самостоятельно дать исчерпывающий ответ на данные проблемы. Вместе с тем, известная слабость позиций социальной психологии объяснялась отсутствием на тот момент сколько-нибудь значительного эмпирического материала. Поэтому следующий период в ее развитии не мог быть никаким другим, кроме экспериментального.
3. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии(с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).
Данный этап характеризуется попытками выяснения отношения социально-психологических явлений к эксперименту, накоплением большого количества фактов, попытками объединить и объяснить их в рамках определенных теорий. В свою очередь, в нем можно выделить следующие периоды:
- период безраздельного господства эксперимента (20-е – 40-е гг.);
- период, характеризуемый попытками пропорционального развития теоретического и экспериментального знания (50-е гг. XX в. по настоящее время).
В качестве первых вех развития экспериментальной социальной психологии можно выделить:
- первый шаг социальной психологии в лаборатории - исследование Н. Трипплета о динамогенных факторах в кооперации (1897);
- первый шаг в "поле" - исследование Е. Старбака "Психология религии" (1899);
- первая работа прикладного характера - работа Г. Джейла о психологии рекламы (1900).
Серию блестящих экспериментальных исследований провел в 30-40-е гг. ХХ века со своими сотрудниками Курт Левин, эмигрировавший в 1933 году из Германии в основанном им Центре по изучению групповой динамики при Массачусетском университете.
В нашей стране в начале ХХ века социально-психологические идеи разрабатывали Г.И. Челпанов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский (одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека), Л.С. Выготский и др.
С предложением создать особую науку рефлексологию выступал выдающийся физиолог Владимир Михайлович Бехтерев. Рефлексология – естественно-научное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в России, связанное с деятельностью В.М. Бехтерева и его сотрудников и близкое по своей сути к бихевиоризму. Решением социально-психологических проблем, по мнению В.М. Бехтерева, должна заниматься определенная отрасль рефлексологии. Эту отрасль он назвал «коллективной рефлексологией», а предметом ее изучения считал поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. В ряде своих экспериментальных исследований В.М. Бехтерев установил (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым), что группа способствует более продуктивной деятельности, влияя на индивидуальную психику ее членов.
В ходе дальнейшего развития отечественной психологии в качестве теоретических предпосылок формирования социально-психологической практики выступили идеи о культурно-исторической детерминации психики, опосредованности индивидуальной психики условиями пребывания в коллективе (Л.С. Выготский), единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
В настоящее время особенностями отечественной социальной психологии является рассмотрение проблем личности, группы, общения на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью, при условии, что указанная деятельность опосредует всю систему внутригрупповых процессов.
Второй период рассматриваемого этапа развития социальной психологии совпадает с периодом, наступившим после окончания Второй мировой войны. Общая тенденция характеризуется попытками социальных психологов нахождения оптимального соотношения теории и эксперимента. Возникают и развиваются следующие основные направления в современной социальной психологии: психоанализ, когнитивистская ориентация (объединяет теорию поля и гештальттеорию), необихевиоризм, интеракционизм. Усиливается различие между западной европейской и американской моделями социальной психологии. В предложенной ниже таблице 1 даны итоги сравнительного анализа западноевропейского и американского подходов в социальной психологии, сложившиеся к последней четверти ХХ века (М.С. Кассем).
Таблица 1
Сравнительный анализ западноевропейского и американского подходов в социальной психологии
Критерий для сравнения | США | Западная Европа |
Подход | Микроанализ (поведенческий) | Макроанализ (структурный) |
Сфера исследования | Психология организации; человек в организации | Социология организации; организация в обществе; организация в целом |
Акцент | Люди: их потребности и установки, события внутри системы (организация) | Взаимодействие системы (организации) с окружающей средой |
Ориентация | Функциональная (ориентация на процесс) | Структурная |
Методы | Лабораторный эксперимент, опросы, наблюдение, лонгитюдные исследова-ния, исследование отдельных (единичных) объектов | Сравнительный анализ исследований |
Идеология | Представление об обществе как гармоничном, сохраняющем статус-кво (консерватизм) | Представление об обществе как конфликтной динамичной системе |
Основная ориентация ведущих исследователей | Практическая теория, связь со школами бизнеса, тесное взаимодействие с деловыми кругами, технический подход | Абстрактная теория, связь с факультетами социологии, эпизодические контакты с деловыми кругами, стремление развивать теорию |
Примеры приме-нения подходов: а) организация труда б) развитие | Обогащение труда; неофициальное участие в управлении Процессуальный, «человеческий» фактор | Совершенствование социотехнической системы; Демократия производственного управления; технологический структурный фактор |
Отличительными чертами современного периода развития социальной психологии являются:
1. Двойственный характер статуса социальной психологии. Данное положение, отражающее особенности предмета социальной психологии как науки, закреплено в США, например, еще и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри американской психологической, так и внутри американской социологической ассоциаций.
2. "Смешение" школ и направлений как по используемой ими терминологии, отражающей теоретическое понимание природы человека, так и по преобладающей проблематике исследований. Например, типичный термин бихевиоризма "научение" представлен и в других теориях, например, в когнитивизме. Термины психоанализа "агрессия" и "подражание" получили новое значение в работах Миллера и Долларда - представителей бихевиоризма.
3. Отказ от крупных (общих) теорий и переход к средним. Нечеткость решения основного вопроса, а именно – проблемы понимания природы человека, характера его взаимоотношения с социальным окружением, влечет за собой неясность в понимании места и значения получаемых экспериментальных данных. В итоге "конвертируемость" этих данных, получаемых представителями "средних" теорий, обеспечивается лишь в пределах узкого круга рассматриваемых проблем.
Таким образом, социальная психология, начиная с 20-х годов ХХ столетия, набрала силу как научная дисциплина, проведены многочисленные исследования малых групп, аттитюдов (30–40-е годы), проблемы социальной перцепции (60-е годы). Вместе с тем, проблема больших групп выпала из внимания социальных психологов и практически исключена из их исследований. Наметившиеся критические тенденции в социальной психологии направлены на поиск новых форм взаимоотношения теории и эксперимента, уточнение предметной сферы социально-психологической науки и практики. К социально-психологическим теориям, реализующим новый подход к пониманию образа социальной психологии, относятся культурологические концепции С. Московичи (концепция социальных представлений), Г. Тэджфела (концепция межгрупповых отношений и теория социальной идентичности), а также этогенетический подход Р. Харре.
К основным теоретическим ориентациям (или течениям), представляющим современное лицо зарубежной социальной психологии, относятся: необихевиоризм, когнитивная психология, психоаналитическое направление и интеракционизм (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика основных направлений в современной социальной психологии
| Название направления | Основные взгляды и круг рассматриваемых проблем | Теории и представители направления | |||
| 1 | 2 | 3 | |||
| Когнитивная ориентация | Объяснение социального поведения через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Человеческое поведение определяется характером протекания познавательных процессов | 1. Теория структурного баланса 2. Теория коммуникативных актов (Т. Ньюком) 3. Теория когнитивного диссонанса (А. Фестингер) 4. Теория конгруэнтности | |||
Необихевиоризм | Основная проблема - научение. Через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. Человек – совокупность вербальных и двигательных реакций на внешние воздействия (стимулами), в качестве которых могут выступать другие люди | 1. Теория агрессии и подражания (Н. Миллер, Доллард) 2. Теория диадического взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли) 3. Теория социального обмена |
| |||
Психоанализ | Все формы культуры и социальной жиз-ни сводятся к проявлениям первичных влечений. Человек – это "поле битвы" между животной природой и обществом, представленным прежде всего семьей. Бессознательные влечения с детства закладывают определенное социальное поведение и предпочтения человека, которые часто находятся в противоречии с общественными нормами, что приводит к формированию защитных механизмов личности | 1. Динамическая теория группового функционирования 2. Теория группового развития 3. Трехмерная теория интерперсонального поведения |
| |||
Интеракционист-ская ориентация | Поведение людей по отношению друг к другу определятся значениями, которые они придают предметам окружающего мира. Этими значениями люди обмениваются в ходе коммуникации. Формирование личности происходит в ходе взаимодействия (интеракции), являющегося основной социальной детерминантой человеческого поведения | 1. Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, 2. Ролевые теории (Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, 3. Теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком, |
| |||