Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена
Человек является субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные и психологические отношения личности (Мясищев В.Н.).
Взаимоотношения – в психологии: субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. Это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.
Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой:
Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп в конечном счете формируют общественные отношения. И наоборот, общественные отношения «преломляют» свое влияние на человека через те социальные группы, участником которой он является.
Существует целая система различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди относятся друг к другу как представители определенных общественных групп и социальных категорий. Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Она является неким шаблоном поведения для представителей определенных социальных позиций (категорий).
В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека – носителя роли зависит от того, насколько он усвоит эту роль. Успешность, полнота ее усвоения (интернализации) определяется индивидуальными психологическими особенностями человека и условиями воспитания.
Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли» (Андреева Г.М.). Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений - межличностных или психологических отношений. Межличностные отношения – социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Соотношение данных типов отношений – общественных и межличностных – в обобщенном виде представлено на схеме (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика общественных и межличностных отношений
Общественные отношения | Межличностные отношения |
Выступают социальным контекстом для межличностных отношений | Являются формой реализации социальных отношений |
Являются источником продуцирования в человеке социальных качеств и продуктом их проявления | Являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека |
Неперсонифицированы в своей потенциальной объектной направленности и проявлении | Всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях |
Проявляются, как правило, вне рамок непосредственного межличностного контакта людей | Формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта |
Являются более устойчивым образованием как следствие закрепления в обществе существующей формально-статусной иерархии социальных ролей | Подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком |
Строятся на основе положения людей, занимаемых ими в обществе | Строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей |
Эмоционально индифферентны | Имеют эмоциональную окраску |
Для большинства людей именно межличностная форма взаимоотношений является единственной реальностью каких бы то ни было отношений. Люди в повседневном общении редко задаются вопросом: какие социальные роли они реализуют? Субъектом какого вида общественных отношений выступают? Чаще всего они оценивают собеседника как умного или глупого, доброго или злого и т.п. Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как элемент их межличностных взаимоотношений: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «хитрый торговец» и т.д. В этом плане общественные отношения и социальные роли получают персонифицированное выражение в личности собеседника, отношении к нему а, в конечном итоге, – в формировании обобщенного образа той или иной социальной роли.
Особенностью межличностных отношений является их эмоциональная основа. Поэтому их можно рассматривать как важнейший фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Они проявляются в форме переживания психологической совместимости или несовместимости, взаимопонимания или же его отсутствия. Все эти чувства можно свести в следующие группы:
1) конъюнктивные – чувства, сближающие людей, объединяющие их. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
2) дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, или как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.
3) амбивалентные чувства (т.е. противоречивые);
4) индифферентные чувства (безразличие).
Среди форм взаимоотношений различают: истинное, демонстрируемое и приписываемое отношение. Истинное отношение (чувство) к партнеру непосредственно переживается человеком, но не обязательно проявляется вовне. Демонстрируемое отношение (поведение, действие) - это внешнее проявление отношения. Оно может соответствовать истинному (при полной искренности и спонтанности в общении), а может быть и ложным. Приписываемое отношение (мысленное) - это предположение, представление человека о том, каково истинное отношение к нему со стороны партнера. Перечисленные формы взаимоотношений могут существовать на двух уровнях: реальном и желаемом.