Словесно-слоговое и слоговое письмо
Для полной характеристики словесно-слогового письма, как системы, сочетающей в себе принципы семантической и фонетической, то есть ориентированной на звучащую речь коммуникации, следует описать основные знаки, употреблявшиеся в письменных памятниках, а также и возможные причины их возникновения. Словесно-слоговое письмо – это тип письма, сочетающий семантический и фонетический принципы обозначения информации, основными знаками которого являются идеограммы, детерминативы, силлабограммы и гетерограммы. Основным знаком в словесно-слоговой системы письма остается иероглиф, или идеограмма, который продолжает активно использоваться. Так, для обозначения конкретных понятий используется иероглифический знак, восходящий к рисуночному изображению предмета, для обозначения абстрактных понятий - иероглиф-омоним, или омограф, например, один и тот же знак для обозначения понятий БОГ и СВЕТ, РУКА и БРАТЬ, для обозначения сложных понятий используются сочетания нескольких иероглифов, например, РУКА+РОТ> ЕСТЬ, ГЛАЗ + СЛЕЗА > ГОРЕ, ПЕЧАЛЬ; ЖЕНЩИНА + ГОРА > РАБЫНЯ, более активно используются "ребусные написания", (УХО) msdr= ms (ХВОСТ) + dr (КОРЗИНА), город Arbailu = 4 arba u+ БОГ ilu + детерминатив, обозначающий топоним – название города.
В результате распространения фонетических написаний в письменных системах древности, когда один и тот же знак может означать слово, понятие, а может означать и определенный слог, возникает такое явление как множественность прочтения одного и того же знака, чтобы его устранить вводятся новые знаки - детерминативы, которые уточняют, конкретизируют данное значение. Детерминатив – это знак в идеографическом и словесно-слоговом письме, который употребляется как дополнительный к основному знаку, для более точного его прочтения. Например, в приведенном выше примере детерминатив города указывает нам, что в данном случае следует читать не ЧЕТЫРЕ БОГА, а ГОРОД АРБЕЛА.
Значение детерминативов было чаще всего классифицирующим, так были детерминативы, обозначающие названия городов, стран, растений животных, людей, гор, то есть имен собственных. В качестве знаков-детерминативов могли использоваться какие-л. граммемы, то есть отдельные элементы иероглифа - палочка (прямая, косая, вертикальная, горизонательная), кружок, крючок и под., а могли выступать и сами идиограммы с родо-видовым значением, например, иероглиф ТРАВА добавлялся ко всем обозначениям растений, иероглиф ГОРОД - ко всем названиям городов. Таким образом, в результате значение одного иероглифа все больше увеличивается, все больше становится омографов, то есть единиц, имеющих одинаковое графическое выражение при различном прочтении. Шумерская идиограмма ГОРА, СТРАНА - kur, была заимствованна в аккадскую письменность с тем же значением - ГОРА - sadu, СТРАНА - matu, одновременно с этим этот знак обозначал дереминатив СТРАНА и добавлялся к различным названиям стран, служил фонетическим обозначением слогов - силлабограммой -sad-, -sat-, -mad-, -mat-, а также обозначал еще слог -kur-, шумерское название данного понятия, то есть выступал в функции гетерограммы, то есть вкрапления из другого языка. Силлабограмма – знак слогового или словесно-слогового типов письма, обозначающих слог речи. Гетерограмма – письменный знак, применявшийся в словесно-слоговом письме, заимствованный из другого языка и обозначавший звукосочетание, идентичное чтению данного знака в языке-источнике.
Таким образом, мы постепенно перешли к определению понятия словесно-слоговое письмо, которое является особым типом письма, сочетающим знаки, обозначающие определенные понятия безотносительно к звучащей речи, идеограммы (иероглифы) и детерминативы, а также знаки, обозначающие единицы звучащей речи - слоги, силлабограммы и гетерограммы.
Различные письменные системы, существовавшие в древности и существующие в настоящее время, которые принято называть идеографическими, или иероглифическими, древнеегипетская, шумерская, древнекитайская и современная китайская на самом деле относятся к словесно-слоговому типу письма, то есть используют типологически разнородные знаки - собственно семантические и фонетические. Анализ отдельных написаний во времени показывает, что наиболее ранние записи являются по преимуществу иероглифическими, а фонетические написания встречаются по преимуществу лишь в именах собственных, детерминативы употребляются крайне непоследовательно. С развитием же системы письма унифицируется количество и внешний вид детерминативов, значительно увеличивается число фонетических написаний, этому способствует также общение с другими народами и знакомство с их системами письменности, так как происходит заимствование знаков их письма, которые чаще всего выступают в функции гетерограмм. Из словесно-слоговых систем письма в настоящее время науке известны следующие:
- древнеегипетское письмо, относящееся к началу III тысячелетия до н.э.;
- шумерское письмо и произошедшие от него клинописные системы, зародившееся в конце IV тысячелетия до н.э. и просуществовавшее до конца первой четверти III тысячелетия до н.э.;
- эламское иероглифическое письмо, памятники которого датируются первой половиной III тысячелетия до н.э.;
- протоиндийское письмо, относящееся к IV тысячелетию до н.э.;
- критское минойское письмо, относящееся к концу III - началу II тысячелетия до н.э., и критское линейное письмо А и В, относящееся ко II тыс. до н.э.;
- хетто-лувийское иероглифическое письмо (II-I тыс. до н.э.);
- китайская иероглифика и развившиеся из нее письменности Дальнего Востока (II тыс. до н.э.);
- а также словесно-слоговое письмо майя, полупиктографическое письмо ацтеков, письменности африканских племен ваи и менде.
Таким образом, можно сказать, что наиболее древние, известные людям сегодня письменные системы использовали именно этот тип письма, сочетающий в себе типологически разнородные знаки.
Безусловно, что наибольшую ценность в плане их изучения представляют собой древнеегипетское письмо и клинопись Междуречья, так как они наиболее полно представлены и изучены современными учеными. Значительная же часть письменных памятников перечисленных здесь культур до настоящего времени еще не расшифрована, так как трудно поддается дешифровке. Дешифровкой мы называем исследование, изучение текста с целью прочтения информации, которая в нем закодирована, установления значений знаков данного типа письма.
Итак, с появлением силлабограммы в системе письма происходит значительный сдвиг в становлении и развитии современного письма, как системы, целью которой является письменная фиксация звучащей речи. Именно слоговое обозначение становится тем самым первым знаком, который связан с речью непосредственно, и через посредство звукового облика слова осуществляется связь письменного знака с языковым значением. Казалось бы, после открытия принципа фонетического письма люди должны были бы быстро прийти к последовательному фонетическому письму, однако этого не происходит, так как современное алфавитное письмо является в достаточной степени сложной системой, напрямую связанной с упрочением развития человеческих знаний о языке, его систематизации. Изучение отдельных народов, не имевших своей письменности, а также детской речи приводит ученых к выводу о том, что сегментация звучащей речи на звуки, затем объединение их в фонемы - процесс очень сложный. Прошло значительное количество времени, прежде чем первобытный человек научился выделять в своей речи отдельные слова, в совершенстве овладел этим процессом, его речь стала членораздельной. На следующем этапе он научился делить слова на слоги, но выделение в составе слога звуков, гласных и согласных, вызывает и у современного человека значительные трудности, в особенности, если он не обучался в школе. О том, что деление на слоги на этапе становления словесно-слогового типа письма было весьма условным, приблизительным свидетельствует и характер прочтения отдельных силлабограмм. Так, одна силлабограмма могла обозначать открытый слог - CV (согласный + гласный), CCV (согласный + согласный + гласный) и закрытый слог - VC ( гласный + согласный), CVC (согласный + гласный + согласный), причем обозначение было весьма условно, например, аккадский иероглиф gatu РУКА могло обозначать слоги -gat -и -kat-, а иероглиф sadu ГОРА одновременно обозначал слоги -sad-и -sat-. Неразличение глухих и звонких согласных было не единственным недостатком древних письменностей. Данные говорят о том, что не различались как отдельные звуки гласные и согласные. Так, индоевропейские племена хеттов заимствовали у аккадцев их клинописную словесно-слоговую письменность, однако для хеттского языка было характерным скопление согласных, большое число флексий и аффиксов, с помощью которых выражались различные синтаксические значения, для их выражения требовалось значительное количество слоговых знаков, которые они стали использовать в большом количестве, однако произносимыми в них были лишь согласные, а гласные читались произвольно, в зависимости от смысла. Например, числительное ТРЕТИЙ *trijanalli они передавали с помощью следующих слоговых знаков - tar-ri-ja-na-al-li; глагол КЛЯСТЬСЯ в форме 3 л.ед.ч. "он поклялся" *linkt как li-in-ik-ta. Таким образом, мы видим, что гласными зачастую пренебрегали при передаче звукового облика слова, уделяя главное внимание согласным.
Итак, словесно-слоговой тип письма был наиболее распространенным в древних письменных системах Востока и Средиземноморья, он сочетал в себе семантический и фонетический принцип представления информации, отражение же фонетического облика слова было еще очень условным, несовершенным, опиралось на принцип звукового подобия, а не звукового тождества.
Найденные археологами памятники письма зачастую написаны на мертвом, не известном современным ученым языке непонятными знаками, поэтому их изучение проводится одновременно с их дешифровкой. Основными источниками дешифровки чаще всего являются параллельные тексты - билингвы (тексты на двух языках), трилингвы (тексты на трех языках) и под. Так, ученым удалось расшифровать египетские письменные памятники благодаря большому количеству билингвов, текстов, написанных параллельно на двух языках, древнеегипетском и древнегреческом. Разумеется, что собственно египетские тексты были поздними копиями с более ранних текстов, однако, сделав первые шаги в дешифровке, ученые смогли приступить и к изучению наиболее древних текстов. На начальном этапе дешифровки ученый стремится распознать отдельные знаки и слова, соответствующие знакам и словам известного языка, затем отыскивая имена собственные, прежде всего имена людей, антропонимы, географические названия, топонимы, гидронимы, ученый может установить закономерности прочтения отдельных письменных знаков. К этому моменту уже возможно установить, на каком языке, известном или неизвестном написан данный текст. Если язык письменного памятника известен, то его дешифровка - это вопрос времени, если же текст написан на неизвестном языке, то могут пройти долгие годы, пока накопится материал, необходимый для реконструкции данного языка.
Слоговое письмо является первым типом письма, в котором основным принципом отражения информации является фонетический, это означает, что при написании знаков автор руководствуется лишь собственными представлениями о звуковом облике слова, а значение письменного знака, или граммемы сводится к обозначению отдельного слога, свойственного данному языку. Слоговое письмо – это тип письма, в котором отдельным знаком последовательно обозначаются либо слоги, открытые и закрытые, либо согласные с последующим условным гласным.
Первыми слоговое письмо, как явствует из специальных исследований, открыли финикийцы. Однако американский ученый И. Гельб полагает, что в определенные периоды развития известным словесно-слоговым системам были более присущи свойства слоговой системы. "Так, например, староаккадские тексты, как и тексты на диалекте эме-саль шумерского языка, а также каппадокийские тексты аккадских купцов были написаны в значительной мере слоговыми знаками, а употребление немногих словесных знаков было сведено в них к наиболее употребительным выражениям". Например, известная ученым эламская письменность, заимствованная из аккадской клинописи, насчитывала 131 слоговой знак, 25 словесных знаков и 7 детерминативов, причем можно с уверенностью сказать, что слоговые знаки были намного более употребительны, чем словесные, что можно сравнить с частотностью использования буквенных алфавитных знаков с цифровыми обозначениями в современном русском языке. Та же тенденция в развитии системы письма отмечается и у других народов Месопотамии и Восточной Анталии, например, хурритское письмо, хаттские и лувийские тексты. Но первые памятники собственно слоговой системы письма были найдены на Синайском полуострове.
По сути, термин слоговое письмо имеет в современной науке два различных значения: с одной стороны, он характеризует ту систему письменности, в которой один графический знак обозначает слог различной структуры, например С+Г, Г+С, С+Г+С, С+С+Г, С+С+Г+С; такие системы письма практически не существовали в чистом виде, а вписывались в словесно-слоговое письмо, где наряду с ними использовались детерминативы и логограммы; с другой стороны, он характеризует различные типы алфавитного письма, где каждая силлабограмма обозначает слог С+Г, причем собственно знак обозначает согласный звук, а последующий за ним гласный обозначается либо дополнительным значком, диакритическим знаком, стоящим над строкой или под ней. Более часто данный термин характеризует различные алфавитные системы семитских и индийский языков. Подробное рассмотрение именно этих систем помогает понять, как, каким образом шло развитие письменности у различных народов, приведшее к разработке и созданию современных алфавитов.
Наибольшее значение с точки зрения истории письма имеют глиняные таблички, найденные на развалинах процветавшего в древности города Угарита, на территории современной Сирии. Практически сразу же, как только эти таблички были найдены, они были расшифрованы. Угаритское письмо состояло из 30 знаков, из которых 27 выражают сочетание Согласный+Гласный, а три знака передают гласные звуки [a, i, u], употреблявшиеся, как предполагают в начале слова. Эти памятники письменности датируются XIV-XIII вв. до н.э. В настоящее время наиболее древними из семитских надписей считаются надписи, сделанные на камнях, граффити, найденные в городе Библе. Граффити – это надписи на стенах зданий, металлических и керамических изделиях, которые находят археологи во время раскопок древнейших поселений. Начиная с десятого века до н.э. данный способ записи, с помощью знаков, обозначающих слог С+Г, распространяется по всей территории Ближнего Востока. Ученые выделяют 4 ветви семитского письма: финикийскую, палестинскую, арамейскую, и самую позднюю из всех – южноаравийскую.
Вопрос о происхождении семитского слогового письма является весьма дискуссионным, наиболее распространенной является версия о том, что исходным материалов для разработки семитских алфавитов послужило египетское письмо. Процесс заимствования представлялся следующим образом: сначала заимствовался определенный знак египетского письма, потом его значение переводилось на семитский язык, соответствующее слово становилось названием этого знака, на заключительном этапе соответствующее графическое обозначение читалось как первый звук этого слова.
Среди многих ученых уже давно ведутся споры, к какому типу письма следует отнести первые семитские алфавиты. Так, И. Гельб считает их бесспорно слоговыми, а Й. Фридрих считает их алфавитными консонантными типами письма. Свою точку зрения последний основывает на том, что практически каждый знак из семитских алфавитов обозначает согласный звук, гласные же звуки либо не обозначаются вообще, либо в более позднее время под греческим влиянием обозначаются соответствующими диакритическими знаками, произошедшими из знаков - обозначений "слабых согласных" типа [y, j, w,'] и других. Семитские алфавиты настоящего времени принято считать консонантными, так как представленные в них знаки выражают лишь согласные звуки. Консонантное письмо – это слоговое письмо, состоящее из знаков, каждый из которых обозначает согласный звук с каким-либо гласным или без него. Такая система записи семитских текстов как нельзя соответствует и внутренней структуре этих языков, в которых корень, основной носитель лексического значения, состоит из сочетания согласных звуков, гласные же звуки, которые вставляются между согласными, являются носителями грамматического значения, то есть различают различные формы слова. Однако многие ученые все же относят семитские алфавиты к слоговому письму, при этом они опираются на тот факт, что каждый знак семитского алфавита, или силлабария, то есть совокупности силлабем, обозначал не просто согласный звук, но слог, начинающийся с согласного и следующего за ним звука [a]. Силлабемой называют слог, обозначаемый на письме отдельным знаком, силлабограммой. В доказательство они приводят тот факт, что с постепенным введением диакритических знаков для обозначения качества последующего гласного был введен и особый знак "шва", который указывал, что после согласного гласный [a] отсутствует.
Помимо памятников семитского слогового письма в распоряжении ученых огромное количество памятников письменности средиземноморского региона, к которым относятся, прежде всего, надписи, найденный на островах Крит и Кипр. Самые ранние из них датируются XV в. до н.э. и относятся учеными к эпохе крито-минойской и кипро-минойской культуре, то есть эпохе бронзового века, периоду расцвета неизвестной нам, неиндоевропейской цивилизации на островах Средиземноморья. Большинство этих надписей до настоящего времени не поддаются дешифровке, так как сделаны на неизвестных языках. Исследователям этих письменных памятников все же удалось исчислить систему знаков, которая в них употреблялась и на основе частотности их употребления благодаря наличию разделительных знаков между словами прийти к выводу, что перед ними слоговой тип письма. Наиболее уникальным из этих памятников является глиняный диск из Феста на Крите, который был создан приблизительно в XVII в. до н.э. Строчки письма на этом диске расположены по спирали, знаки Фестского диска очень похожи на рисунки людей, зверей, предметов домашнего обихода, однако они явно представляют собой результат самостоятельного развития, а не заимствования из известных нам письменных систем. Всего на обеих сторонах диска использовано 45 различных знаков, по подсчетам исследователей, данный силлабарий мог содержать около 60 знаков. Общее количество использованных знаков, а также тот факт, что слова отделяются друг от друга вертикальными знаками и содержат от двух до пяти знаков, заставляет утверждать, что и в данном случае представлен слоговой тип письма.
Также к слоговым системам письменности относятся индийское и японское письмо. Первые памятники индийского письма датируются III тысячелетием до н.э., они выполнены слоговым письмом брахми. Позднее, на основе этого письма складывается множество алфавитов, в том числе и деванагари, ставший самым распространенным алфавитом в Индии и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Каждый знак этого алфавита обозначает слог, состоящий либо из гласного звука, либо из сочетания согласный + гласный [а], сочетания согласного с другим гласным передаются специальными знаками, которые пишутся над строкой, либо под ней, сочетания согласных передаются лигатурами, специальными знаками, где две буквы пишутся одна под другой по вертикали, если же слог или слово оканчивается на согласный звук, то употребляется специальный значок "вирама", указывающий на то, что следующий за согласным гласный [а] отсутствует. Существуют предположения, что индийское письмо было заимствовано у народов Месопотамии через Персию, или по крайней мере был заимствован сам принцип слогового написания, однако самые ранние памятники индийской письменности датируются уже III тысячелетием до н.э., многие из них не поддаются дешифровке, но у ученых нет сомнения в том, что они написаны слоговым письмом.
Также слоговым является и современное японское письмо. Первоначально японцы заимствовали иероглифическое письмо у китайцев, затем они стали приспосабливать его к собственному языку. Так, какой-нибудь китайский иероглиф получал чтение, которое соответствовало фонетическому облику слова в китайском языке, во многих случаях он переводился на японский язык и получал чтение, соответствовавшее фонетическому облику данного слова в японском. Таким образом, большинство иероглифов получили в японском чисто фонетическое значение и стали обозначать сочетание звуков, образующих отдельный слог.